НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Автозавод, построенный за 1,5 года: удивительная история ГАЗ

2 мая 2020 10:00
2 мая 1930 года неподалеку от Нижнего Новгорода заложили первый камень в фундамент автозавода, который заработал уже через 18 месяцев. Это был будущий гигант — Горьковский автозавод, который отмечает 90 лет с начала строительства

В молодом еще Советском Союзе автомобилизация отставала от других стран. За три года до начала строительства завода ГАЗ, в 1927 году в США насчитывалось более 22 млн автомобилей, в Англии — миллион, в Германии — более трехсот тысяч. В СССР же было лишь 20 000 автомобилей и автобусов.

Строить грандиозный автомобильный завод неподалеку от Нижнего Новгорода власти СССР решили еще в апреле 1929. До закладки первого камня дело дошло лишь через год — 2 мая 1930 года.

Зато куда быстрее Советский Союз договорился о лицензии с американцами. Уже 31 мая было заключено соглашение с Ford о технической помощи компании при организации и налаживании в СССР массового производства легковых автомобилей типа Ford A и грузовых автомобилей типа Ford-AA.

Когда у американцев покупали техническую документацию по модели Ford-AA образца 1929 года, тот уже считался ветераном. Фото: Ford

Почему именно Нижний?

Советский партийный деятель Валериан Куйбышев так объяснял выбор места строительства: «Экономические преимущества Нижегородского края общеизвестны, — здесь должен быть создан центр машиностроения, благодаря огромному опыту по переработке металлов и наличию квалифицированных кадров».

Чтобы построить завод в кратчайшие сроки — а иначе в молодом Советском Союзе и не пытались, — в области провели чрезвычайную мобилизацию комсомольцев. По данным Государственной архивной службы Нижегородской области, «из них сформировали ударную дивизию, подразделявшуюся на полки, батальоны, роты, взводы и отделения».

Одних только комсомольцев на строительстве завода насчитывалось около 3000 человек

Еще 7000 человек до этого занимались прокладкой подземных коммуникаций, вручную, без специального оборудования, копая траншеи глубиной до 8 м. Но и этих людей было мало для гигантской стройки.

В нижегородском архиве сохранилась информация о том, что в области в период стройки «обычными стали "штурмы", субботники и воскресники, в которых принимали участие жители Нижнего Новгорода и окрестных деревень».

Строительство шло под лозунгом «Никто пути пройденного у нас не отберет — дадим в 17 месяцев правительству завод!». И все основные работы были завершены уже к ноябрю 1931 года.

Оборудование на заводе ГАЗ было передовым для своего времени — и вовсе не только отечественным. Станки, прессы и различные машины ввозились также из США, Германии, Англии, Италии и Франции. Чтобы предприятие заработало, были запущены 4,5 тысячи единиц оборудования, которые обеспечивали 8 тысяч электродвигателей.

Первые автомобили

Статус действующего предприятия Нижегородский автозавод получил 1 января 1932 года. В том же месяце с конвейера сошел первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА, также известный по народному имени «Полуторка».

Когда «Полуторку» кто-то называл неприхотливой в присутствии человека когда-либо ее эксплуатировавшего, у этого кого-то появлялся риск нарваться на контакт с «кривым стартером». Фото: ГАЗ

ГАЗ-АА был далеко не подарок для водителей. Но автомобиль взял на себя значительную часть трудностей и невзгод первых сталинских пятилеток, Великой Отечественной и не менее проблемного периода восстановления народного хозяйства после войны. Ветераны вспоминали «Полуторку» добрыми словами. Что и понятно, альтернативой этому грузовичку служила обычная телега, а то и вовсе одноколесная ручная тачка.

В СССР «Полуторку» без сколько-нибудь значительной модернизации (в 1938 году появился слегка модернизированный мотор, из-за чего модель стала называться ГАЗ-ММ) только на ГАЗе выпускали вплоть до конца 1949 года. А в Ульяновске и вовсе собирали аж до середины «пятидесятых».

Легендарная «Волга»

Следующая важная веха в истории завода — ноябрь 1953 года. Тогда конструктор Александр Михайлович Невзоров и дизайнер Лев Михайлович Еремеев приступили к разработке проекта нового советского автомобиля среднего класса ГАЗ-21.

ГАЗ-21 «Волга» начали производить на Горьковском автомобильном заводе в 1956 году. По 1970 год, когда модель покинула конвейер, было выпущено 639 478 экземпляров всех модификаций.

Выпускавшаяся с 1946 года «Победа» — ГАЗ-М-20 — будучи вполне современным автомобилем своего времени, к началу «пятидесятых» начала отставать. Мировые автопроизводители уже шагнули вперед с новыми моделями в плане конструкции, агрегатной базы, быстро менялся и дизайн. В СССР тоже назрела необходимость создания более современной модели.

Работы над, как нынче говорят, рестайлингом и модернизацией «Победы» велись в Горьком еще с 1948 года. И в 1951-м они переросли в разработку автомобиля среднего класса нового поколения под заводским обозначением ГАЗ-М-21 «Победа-II». Над дизайном работал Лев Еремеев, и образец его машины даже вывели в гипсовый макет, внешне в немалой степени напоминавший серийный ГАЗ-М-12 «ЗИМ». «ЗИМ», впрочем, к тому времени уже признали архаичным, поэтому «Победа-II» так и не дошла до конвейера.

Что происходит на заводе сегодня?

Сегодня на заводе в Нижнем Новгороде выпускают коммерческие автомобили под брендом ГАЗ. Как рассказал в интервью Авто Mail.ru президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин, «в мае мы будем готовы предложить городам автобус «Газель City», рассчитанный на 22 пассажира».

Также, как говорит Сорокин, предприятие работает «над бескапотным среднетоннажным автомобилем и надеется до конца лета вывести на рынок «Валдай Next» полной массой 6,7 тонны. В перспективе — доведём массу до 7,4 тонны. Продолжаем работать и над моделью следующего поколения — «ГАЗель NN».

Кроме того, на мощностях ГАЗ в Нижнем Новгороде идет производство легковых автомобилей концерна Volkswagen. В 2019 году было собрано 64 000 автомобилей различных моделей.

В конце 2019 года на мощностях ГАЗ стартовало производство долгожданного в России компактного кроссовера Skoda Karoq.

«Те деньги, которые ГАЗ зарабатывает, остаются в стране и идут на создание новых продуктов, развитие инженерных компетенций российской конструкторской школы, развитие производств комплектующих, — говорит Вадим Сорокин. — Удивительно, но все, что мы делаем, мы делаем в одиночку, при отсутствии должного внимания ответственных за нашу индустрию чиновников к судьбе уникального предприятия».