Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Почему «Победу» назвали «Победой»? Мифы из истории ГАЗ М-20

Алексей Кованов
15 августа 2016 10:01, Статьи
Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» отмечает своё 70-летие. Но почему не 28 июня, как твердят историки отечественного автопрома? Потому, что дата старта производства модели — один из растиражированных мифов
2 апреля
ГАЗ «Победа» 20
Это была первая машина в моей жизни, и примечательно, что мы с ней ровесники. Правда, встретились через 35 лет. Мне всегда в машинах нравилось главное качество - надежность. А моя "Победа" к...
2.2
30 ноября
ГАЗ «Победа» 20
Подарили мне не первую круглую дату дня рождения эту ЧУДО-МАШИНУ. Красота, антиквариат! 1956 год! Решили посмеятся друзья , а потом сами завидовали.Их " восьмерки" да "пятерки" в ...
5.0
Другие отзывы о ГАЗ «Победа» 20 Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Полное (и наиболее правильное) название этой модели — ГАЗ М-20 «Победа»: литерой «М» до середины 1960-х обозначали легковые автомобили, а 20 — индекс разработки, притом индексы шасси и двигателя совпадают

«ГАЗ М-20 “Победа” — первый советский автомобиль, выпущенный после войны. Это первая и единственная советская разработка, при создании которой инженеры не ориентировались на зарубежные образцы. Её должны были назвать “Родиной”, но против выступил Сталин». А теперь перечитайте вышесказанное заново и навсегда забудьте — растиражированная история «Победы» соткана сплошь из выдумок! Как то...

... ГАЗ М-20 хотели назвать «Родиной», но против выступил Сталин

Согласно общепринятой версии, 19 июня 1945 года, за пять дней до парада Победы, новую машину, которую якобы планировалось назвать «Родиной», демонстрировали Иосифу Сталину. Дескать, именно во время этой «презентации» вождь народов сказал тогдашнему директору Горьковского автозавода Ивану Кузьмичу Лоскутову ставшее знаменитым:

И почём Родину продавать будете?
Иосиф Сталин


То, что газовцы не растерялись и предложили заранее припасённый вариант «Победа», — всего лишь красивая выдумка. В архиве ГАЗа есть фотоснимки, на которых отчётливо видно: к макету ГАЗ М-20, который построили летом 1944-го, уже прикреплена табличка «Победа»! Так что никакой «Родины» на Ивановской площади Московского Кремля, где проходили сталинские «смотрины», быть не могло. (По информации Ивана Падерина, название «Родина» предлагалось для следующей модели, М-21).

О том, что главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Александрович Липгарт решил назвать новинку «Победой» задолго до утверждения нового седана вождём, говорит и журнал «Автомобильная и тракторная промышленность», цитату из которого приводит историк Денис Орлов: «Сильное и точное слово “победа” возникло [... ] в суровые и радостные январские дни сорок третьего, когда 6-я германская армия была полностью окружена и разгромлена под Сталинградом».

...название «Победа» Сталину также не понравилось

Самым достоверным описанием кремлёвского показа является дневник Андрея Липгарта. Однако, подробно описывая диалоги со Сталиным, когда повествование доходит до обсуждения названия, Липгарт лишь сухо отмечает, что «товарищ Сталин дал согласие присвоить М-20 название «Победа». Отсюда появилось предположение, что вождь якобы произнёс уничижительное:

Невелика победа, но пусть будет «Победа»
Иосиф Сталин

Может быть Иосиф Виссарионович имел в виду размер машины? Или сказанное касалось итогов Великой Отечественной войны? Тем более, что существует и третья неподтверждённая версия сталинского резюме: «Не такой “Победы” заслуживает советский народ!». В общем, даже если главковерх и сказал нечто подобное, какой посыл несла данная фраза, неясно.

... ГАЗ М-20 — первый послевоенный советский автомобиль

Ничего подобного! Первый послевоенный советский автомобиль — это представительский лимузин ЗИС-110. Выпуск 6-метрового исполина, предназначавшегося для обслуживания руководителей высшего звена, начался буквально через полгода после окончания войны. Так что «Победа», справившая формальную премьеру летом 1946-го, — лишь «автомобиль №2». Кстати, сама дата начала серийного выпуска «Победы» — предмет ожесточённых споров.

Нарком среднего машиностроения СССР Акопов и директор Горьковского автозавода Лоскутов считали, что новинке лучше всего подойдёт 6-цилиндровый мотор, но Сталин выбрал более экономичную «четвёрку»

В конце лета 1945 года вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», согласно которому производство новой модели марки ГАЗ было намечено на 28 июня 1946 года. Эту дату отечественные историки и считают днём рождения модели, слепо полагая: неужели во времена «железного Иосифа» могли ослушаться и сорвать утверждённые наверху сроки? Оказывается, могли. И тому есть крайне убедительное доказательство.

В июне на завод отправилась выездная редакция газеты «Правда», выпускавшая ежедневные отчеты. Благодаря этим отчётам мы знаем точные день и месяц сборки самой первой «Победы» — 14 августа 1946 года. А после наступил длительный простой, вызванный отсутствием необходимых комплектующих. В итоге, до конца года заводчане смогли собрать только 23 товарных экземпляра!

...это первая и единственная полностью «наша» разработка

Создатели ГАЗ М-20 никогда не скрывали, что многие решения были скопированы. У немецкого Opel Kapitaen позаимствованы принципиальная силовая схема кузова, конфигурация рычагов, шкворней и пружин... Также присутствуют элементы, подсмотренные на американских «Фордах» и «Крайслерах», а 4-цилиндровый двигатель сильно напоминает мотор «Виллиса».

Opel Kapitaen
ГАЗ М-20 «Победа»

Впрочем, перечерчивалось (и обязательно усиливалось для наших условий) только самое передовое. В итоге, «Победа» получила независимую подвеску, гидроприводы, а главное — несущий кузов без выступающих крыльев, благодаря чему газовский седан смотрится современнее опелевского «Капитана» и других довоенных аналогов. Жаль только, что вместо изначально запланированной «шестёрки» (2,7 л, 70 л.с.) модель получила 4-цилиндровый мотор (2,1 л, 55 л.с.)...

...у «Победы» была версия для «богатой элиты»

Имеется в виду открытая версия машины ГАЗ М-20Б. Это сейчас кабриолет воспринимается признаком беззаботной курортной жизни. Истинная же причина появления «Победы» без металлической крыши — экономия. Из-за дефицита холоднокатанной стали Совет министров СССР выпускает постановление, которое требует сократить расход листового металла: Заводу имени Молотова половину выпускаемой легковой продукции необходимо заместить кабриолетами.

Отказ от жёсткой крыши потребовал внедрения Х-образных усилителей на стенке багажника, а также под днищем. Над дверями — мощные короба, а к рамке ветрового стекла перекинуты основательные «косынки»

Хотя каждый седан-кабриолет экономил один лист металла, сразу отметим, что план по количеству открытых «Побед» ГАЗ не выполнит, собрав только 14 222 экземпляра (при общем тираже модели на уровне 242 тысяч) — поначалу сказалась трудоёмкость сборки таких машин, а к началу пятидесятых стала менее острой проблема качественного проката.

К слову, вопреки распространённому мнению, ГАЗ М-20Б поставлялся не только на юг, но и в северные регионы. И там, и там новоиспечённые владельцы старались сразу же найти замену прорезиненному хлопчатобумажному верху: либо просто наваривали сверху подходящий стальной лист, либо срезали и устанавливали себе верх со списанных автомобилей.

...это самый качественный из советских автомобилей

Трудно поверить, но даже главный конструктор завода выступал против запуска «Победы»! Точнее, против того «полуфабриката», каким была машина по состоянию на лето 1946 года: с неровным кузовом, с несинхронизированной коробкой, без отопителя... Первые получатели жаловались на плохой разгон (машина была очень тяжёлой — кривые кузова выравнивали припоем), некачественные уплотнители и... высоко расположенный задний диван.

1 сентября 1948 года конвейер по распоряжению правительства СССР остановили. Через 60 дней из ворот завода начнут выходить качественно иные автомобили, которые будут называть «второй серией»: с ровными кузовами, нормальными уплотнителями, переработанными сидениями... Под занавес года горьковчане и вовсе отстроят полностью новый цех для «Победы» — качество снова вырастет. Теперь машиной будут довольны. Но это — другое время и другие автомобили.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
116
Михаил
Вот и дожил я до времён, когда могу много чего рассказать про эту машинку. Батя мой купил её в 1955 году. В те времена она стоила 12 т.р. Потом она стала стоить 16 т.р., Газ 21 - 40 т.р., а ЗИМ - 70 т. Как сейчас помню это чудо цвета шоколада. Пока она ездила по провинциальному городку, где солью с гололёдом не боролись - она не гнила, а в 1976 году я перекатил её в Уфу, где она узнала, что такое дорожная соль и начала катастрофически быстро гнить. Образовавшиеся дыры вынудили меня сделать в 1978 году полную капиталку. Делал ремонт 2 года. Разбирал до винтиков. После реставрации появилась смесь: кузов от М-20, Двигатель от Волги (сначала Г-21, потом Г-24), задний мост от Г-21, передний от Г-24, КПП от Газ-69. Ездил я на ней до 1989 года, потом переделал её полностью ( с заменой кузова) на Газ 2405.
Многое из написанного в комментах -не верно. Лужение кузова было только на передних стойках (как и у Г-21), средних стойках, задней боковине. Лужением выравнивались огромные неровности кузова (до 3-х мм). Передние сиденья изначально не раскладывались. Переделкой сидений пришлось заниматься моему отцу. Польская Варшава значительно отличалась от Победы. Лобовое стекло было без средней перемычки, капот и крышка багажника были как у ЗИМа. Двигатель был совершенно иной конструкции и чуть помощнее. (На базе Варшавы поляки потом выпускал грузовые Жуки и микроавтобусы Нюськи). В СССР их было полно в 70-х годах. Но самое главное - довелось посидеть в машине, с которой скопировали Победу. Как ни странно - это был мерседес 1939 года выпуска. И если бы не рёбра жёсткости на крыше этого мерседеса, то его нельзя было бы с небольшого расстояния отличить от Победы. Поражало, что в 39 году немцы напичкали этот мерс некоторыми фишками, которых не было в Победе 1955 года. Например стартер был со втягивающим реле (в Победе было механическое нажатие правой ногой), замок зажигания уже тогда имел противоугонный фиксатор руля.
Но в целом, Победа в тем времена была машиной с большой буквы.
СсылкаПожаловаться
Дед Ахмед
При Сталине брали за пример лучшие машины в мире и пытались сделать их лучше и крепче для наших условий.
Волги в своё время вполне конкурировали с Мерседесами.
Москвичи выигрывали гоночные иномарки на ралли.
А сейчас что? Остались одни ВАЗы которые только подобрались к уровню корейских кредитопомоек, КОРЕЙСКИХ Карл, это те люди у которых вообще ничего не было. Раньше с немцами/амереканцами тягались, а теперь... ох...
"Сталина Сталина, мужики устали на"
СсылкаПожаловаться
Дмитрий Примиренко
Ура! Через 50 лет исторический юбилей ''оригинального'' паруса!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru