Водитель Nissan, увидев несущийся на него Lexus, принял логичное решение, он отвернул в сторону своей обочины, дабы освободить разгильдяю коридор для завершения обгона. Но «RX» в торможении практически синхронно с «Альмерой» стал уходить туда же
Пункт 11.1. ПДД: «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».
Пункт 11.2.: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Разбор аварийной ситуации с комментариями Авто Mail.Ru. Учебный материал
Причина аварии – идиотичное, иначе не назовёшь, поведение водителя Lexus RX. Он решил обогнать по встречной полосе сразу два транспортных средства (автомобиль, оснащённый регистратором, и грузовик с полуприцепом) там, где это делать запредельно опасно и запрещено – на подъёме с ограниченной видимостью.
Обгон вслепую на «авось». К чёрту правила, и здравый смысл, главное – быстрее! Для многих такое поведение – норма, и это катастрофа. Человек, привыкший выжимать из ситуации последнее, не оставляющий «запаса» для возможных вариантов развития и не думающий о безопасности, увы, считает, что ему всегда всё будет сходить с рук. Он не чувствует, какими могут быть последствия – «А чо? Проскочу, раньше же везло!» «Ничего не случится, я ж всегда так делаю...». Пресловутое – «А чо», которое уже стольким стоило жизни.
Что же дальше? Дальше произошло то, что и должно было произойти – в «самый неожиданный» момент из-за перегиба появился встречный Nissan Almera. Да, водители заметили друг друга, стали действовать (в отличие от водителей, о которых мы писали в разборе «"Встречный" обгон, отбойник, удар»), но дальше всё пошло через пень-колоду.
1. Хорошо видно – одного лишь торможения, для того чтобы избежать лобового столкновения, было явно недостаточно. Слишком велика скорость сближения. Поэтому оба водителя практически одновременно принимают решения разрулить ситуацию при помощи маневрирования (обратите внимание, Lexus при экстренном торможении смещается на обочину и сохраняет курсовую устойчивость на разнородных покрытиях благодаря <a href="/article/42807-abs_za_i_protiv/" target="_blank">ABS)</a>. Что ж, в ситуации неотвратимо надвигающейся опасности, в состоянии испуга и стресса, когда время и метры в дефиците – это вполне объяснимо. Водитель на то, чтобы избежать столкновения, бросает все ресурсы. Хотя пункт 10.1. ПДД, требует следующее: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»<br />
2. Водитель Nissan Almera, увидев несущийся на него Lexus, в принципе, принял логичное решение, он отвернул в сторону своей обочины, дабы освободить разгильдяю необходимый коридор для завершения обгона. Но не тут-то было, «RX» в торможении практически синхронно с Ниссаном стал уходить туда же – на встречную обочину. Почему? Судя по всему, на момент принятия решения у него не было уверенности, что встречный Nissan подвинется, и когда он загнал себя в такую ситуацию, на последних метрах в условиях жёсткого дефицита времени и аврала сработал инстинкт самосохранения – «беги, иначе смерть», «ищи любой вариант, иначе всё», «уходи от удара любой ценой».
3. «Ниссан» в этой авральной суматохе от «Лексуса» уйти успевает...
4. ...автомобили в момент разъезда разделяет расстояние буквально в полтора метра. Но далее ситуация выходит из-под контроля – Nissan после двух резких манёвров (с асфальта на обочину и обратно) как маятник «раскачивается» и срывается в занос – видно по облаку пыли, поднятому задним колесом с обочины, и по характеру движения – Альмера двигается вперёд «подвиснув» в боковом скольжении. Хорошо видно, что водитель борется с заносом, но беcпоследственно стабилизировать машину при возвращении на асфальт ему не удаётся – не хватает ширины проезжей части. Инерция, хоть и несильно, но «выдавливает» Альмеру на «встречку», где и происходит столкновение с автомобилем, с которого произведена съёмка
Можно ли было избежать аварии?
Этот случай из разряда тех, когда ни здравый смысл, ни хорошая реакция и подготовка не имеют силы против идиотизма. Водитель Lexus RX своей преступной дуростью, халатностью и пренебрежением не только спровоцировал опасную ситуацию, но ещё и обострил её до крайности. Несмотря на это, водителю Ниссана удалось сделать невероятное – избежать страшного лобового удара с Лексусом дважды (на асфальте и на обочине), благо ширины проезжей части и обочины вместить грузовик и две легковушки хватило. Но дальше у ситуации резервов не осталось – Альмеру после двойной переставки пусть и не сильно, но раскачало (о ритмическом заносе подробнее в материале «Скользим и тормозим на озере Бузим»), что и привело к последующему столкновению. Здесь одно можно сказать точно – скользящий удар с автомобилем, с которого велась видеозапись, – это, пожалуй, наименьшее из зол, которые могли произойти. Так что манёвры водителя Ниссана (которые запрещены правилами) были совсем не впустую. Все живы, жаль отдуваться за дурость пришлось не виновнику, а совершенно иным людям. Как показывает наш опыт, за здоровье и жизнь можно и нужно бороться, правда, если действительно есть уверенность в том, что не усугубите ситуацию, как тот же самый водитель Лексуса.
А начинать бороться можно уже с момента подбора автомобиля. По части железа в таких ситуациях значение имеет буквально всё – то, как спроектировано и настроено шасси, острота реакции на поворот руля, информативность рулевого привода, курсовая устойчивость, склонность автомобиля к сносам или заносам, сцепные свойства и особенности шин, износ элементов ходовой части, оснащён автомобиль стабилизирующей электроникой или нет. Собственно, готовя тест-драйвы, мы и наши коллеги из других изданий, стараемся наиболее полно отразить плюсы и минусы в поведении автомобилей на дороге. Читайте, делайте выводы. Управляемость и уровень безопасности – это главное.
Будь у Nissan система динамической стабилизации ESP – аварии, похоже, можно было бы и вовсе избежать. ESP, понимая, что автомобиль отправляется в скольжение, подтормаживая нужные колёса, осаждает автомобиль и заправляет его на задаваемую рулём траекторию. У автомобиля с ESP во время подобных резких перестроений амплитуда колебаний в заносах существенно меньше, так что коридора Ниссану вполне могло хватить. В данном случае боковые скольжения в заносе были не очень велики, по опыту скажу – ESP наибольший резерв и эффективность по возврату автомобиля в стабильный режим движения имеет именно из таких неглубоких скольжений. Однако нужно помнить, что системы стабилизации у разных автомобилей могут сильно отличаться по способностям и настройкам, и это важно учитывать на стадии выбора автомобиля.
Пример эффективности работы ESP. Методика теста, проведённого EuroNCAP, предполагает два «стандартных» качка рулём вправо-влево и его возвращение в исходное положение на скорости 80 км/ч.
С отключенной системой стабилизации Honda Civic отправляется в скольжение, теряет курсовую устойчивость и разворачивается в заносе на угол около 100
о
.
С активированной системой динамической стабилизации Honda Civic скользит и сбивается с курса по-минимуму. Из опыта знаю — ESP на Цивике работает как по сносу, так и по заносу, и в действие она вступает рано. К тому же, степень вмешательства системы здесь пропорциональна углу поворота управляемых колёс и скорости его изменения. Иными словами, чем активнее работаешь рулём, тем сильнее ESP притормаживает нужные колёса, чтобы поставить автомобиль на заданную траекторию. Грамотные алгоритмы работы электроники, помноженные на изначально хорошо спроектированное шасси, дали прекрасный результат
Многие системы не умеют бороться со сносом (скольжение вывернутых управляемых колёс в поперечном направлении). А ведь это явление несёт за собой двойную опасность.
Во-первых, снос опасен сам по себе, поскольку частично или полностью лишает автомобиль управляемости.
Во-вторых, для каждого покрытия есть диапазон условий (скорость, кривизна траектории, угол поворота колёс), когда за сносом в дуге виража неизбежно начинается занос. Физика здесь проста – вывернутые колёса, чуть скользящие вбок, на дуге создают сопротивление движению. Автомобиль о них тормозит – «спотыкается». Из-за этого происходит динамическое перераспределение веса: передние колёса догружаются, задние, наоборот, разгружаются. Дальше в права вступает центробежная сила, действующая на автомобиль, она при снижении силы трения в пятнах контакта задних колёс ниже критической срывает заднюю ось в скольжение и отправляет автомобиль в занос. Далее из-за смещения центра масс в сторону внешнего радиуса развитие заноса будет сильно усугубляться, в этом виновата сила инерции, которая, создавая крутящий момент относительно вертикальной оси вращения, стремится довернуть автомобиль внутрь тем сильнее, чем больше угол заноса. Вывод прост: заноса часто можно избежать вовсе, не допустив или погасив предшествующий ему снос, а вместе с тем и скорость. Получается, что автомобили, имеющие «стабилизацию», работающую по сносу, более безопасны.
Система системе – рознь. Некоторые, особенно на автомобилях со спортивными генами, допускают довольно ощутимые боковые скольжения, что называется, – ради «перчика». Такие настройки позволяют водителю «пошалить-поскользить» ради удовлетворения драйверских амбиций. Чем это может обернуться в критической ситуации на обычной дороге, можно увидеть в видеоролике. Получается, железо и электроника сами по себе – далеко не всё. С ними нужно уметь взаимодействовать, знать особенности, возможности и пределы. А это приходит только через практику, которая доступна в школах контраварийной подготовки.
Автомобиль с видеорегистратором
Водитель автомобиля с регистратором в последний момент хотел отвернуть от вылетающего ему навстречу Ниссана, но не вышло, не успел. Удар пришёлся в боковую часть, автомобиль сильно закрутило – и это как раз тот случай, когда силовая структура кузова сохраняя жизненное пространство, спасает жизни, а ремни безопасности, фиксируя седоков на местах, ограждают от полётов по салону и травм. Обратите внимание на панику женщины, она после столкновения, перепугавшись, истерично призывает всех скорее покинуть автомобиль, и это неправильно, в отличие от действий мужчины, который всех спокойно просит оставаться на местах. В данном случае – второе безопаснее, поскольку другие приближающиеся к месту аварии участники движения, не среагировав на ситуацию, могут запросто вас подбить. И такие ситуации не редкость. Резкое появление белого или полупрозрачного дыма в салоне во время аварии может изрядно напугать, но здесь главное без паники – это не пожар, а безвредные отработавшие газы пиротехники, которая надувает подушки безопасности. Дайте себе хотя бы несколько секунд сориентироваться – пока вы в клетке безопасности, вы максимально защищены от ударов. Конечно, если действительно понимаете, что горит разлитое топливо, нужно поспешить, но, опять же, без паники и убедившись, что встречи с приближающимися автомобилями исключены.
Не усугубляйте намеренно ситуации и не тяните до последнего с их разрешением. Возьмите за правило – даже в аврале разъезжаться со встречными автомобилями левыми бортами. Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Никогда никуда не спешите. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.
Видео с аналогичными ситуациями:
1.
Затяжной подъём, сплошная линия разметки, вереница машин, ползущих за большегрузом. «Особо умные» в нетерпении ищут варианты пробраться побыстрее.
Внимание на Opel Astra, выехавший на полосу встречного движения. В данном случае путаницы с перестроениями у водителей Астры и Газели, в отличие от героев разбора, не возникло – встречные автомобили разъехались левыми бортами.
Дождь, скользкая дорога. Затяжной обгон нескольких автомобилей на подъёме и недальновидность водителя Ford Mondeo привели к тому, что ему пришлось в аврале уходить на встречную обочину. Кстати, здесь также видна «синхронность» со встречным автомобилем, который сначала тоже стал «сползать» на свою обочину. Но в данном случае всё обошлось.
Обратите внимание на действия водителя автомобиля с видеорегистратором — видя, что назревает аварийная ситуация, он от греха подальше уходит правее и притормаживает.
Ошибка? Неопытность? Нет — наглая уверенность, упёртость и нарочитость. Дорога пустая, ровная и прямая, просматривается далеко, обогнать можно в любом месте в любой момент, но нет — обязательно нужно в лоб, да так, чтобы шансов выжить ни у кого не осталось.
Автобус принимает в сторону своей обочины, водитель автомобиля, с которого произведена запись, тормозит и вынужден тоже брать левее — вдруг ВАЗ-2111 на такой скорости словит занос на мокрой скользкой обочине.
Данное видео является учебным материалом.
Затяжной обгон по «внешнему радиусу» в закрытом повороте не увенчался успехом, безмозглому водителю, не рассчитавшему манёвр, пришлось уходить на встречную обочину.
Водитель BMW X5 не рассчитал манёвр, а когда решил вернуться в занимаемый ранее ряд (обратите внимание на включенный правый «поворотник» перед началом перестроения), понял — уходить некуда, дистанция между идущими друг за другом автомобилями была недостаточной, двигаться вбок, чтобы дать хоть какую-то возможность кроссоверу сместиться в сторону своего ряда, никто не стал (не увидели? не сориентировались? не захотели?).
Пребывая в замешательстве (видно как водитель, нервно тормозя и маневрируя, «подвис» на «встречке» в поисках решений), водитель решает спасаться от встречного на встречной же обочине.
Дальнейшие действия адекватными тоже не назовёшь — X5, вместо того чтобы остановиться и безопасно возобновить движение пока все проедут, не сбавляя хода продолжает шпарить по обочине со скоростью потока. Похоже, этому человеку важнее не потерять «место» и «позиции». «Безопасность? Неа, не слышал».
Важные моменты:
1.
Если видите по зeркалам, что обгоняющему вас водителю некуда деться, — подвиньтесь в сторону, освободите ему пространство, если есть возможность, не убудет. Да, вы этого делать не обязаны, но вполне можете спасти людям жизни, от ошибок никто не застрахован. К тому же, обгон на встречке может затянуться из-за любой неисправности — лопнуло колесо, упала мощность двигателя, элементарно закончилось топливо.
2.
Будьте готовы, что по обочине вам навстречу будет ехать такой вот разгильдяй.
А это вообще ни в какие рамки... Большой дурак за рулём большого грузовика на большой скорости в обгоне «на авось» по встречной «через сплошную»... Разойдись!!! В общем, повезло.
Водитель тёмного Volkswagen Polo Sedan пошёл на обгон вслепую «паровозиком», опираясь на действия впередиидущих водителей — «а что, они обгоняют, и я за ними». При этом обзор дороги, уходящей вправо вверх, был перекрыт фурой.
Поравнявшись с грузовиком, водитель Поло понял, что он не успевает завершить обгон безопасно. Контраварийные действия в данном случае самые верные — экстренное торможение, правый поворотник и уход в ранее занимаемый ряд за фуру.
Опять путаница, водитель фуры хотел увернуться от столкновения со встречным Mercedes-Benz ML на своей обочине. Но не тут-то было, тот его «переиграл», нырнув туда же.
Судя по всему, водитель автомобиля с видеорегистратором видел, что впереди один из встречных автомобилей отчаянно пошёл на обгон. Видел, что деваться ему некуда. Водитель «регистратора» успел подготовиться к ситуации, к тому же для него хорошим подспорьем стали действия водителя фуры — стоп-сигналы, торможение, уход вправо. Поняв, что сейчас произойдёт страшное, он перестраховываясь, тоже стал уходить правее, на чём чуть и не погорел — водитель «регистратора» и представить не мог, что виновник аврального обгона пойдёт на встречную обочину.
Прямая хорошо просматриваемая дорога — всё, как на ладони. Но оба водителя, завидев опасность, долго бездействуют, подвергая опасности себя и всех окружающих.
Не исключено, что в данном случае автор этого обгона попросту не смог затормозить и втиснуться в свой ряд по причине плохого сцепления на обледеневшей дороге.
10. А теперь всё с точки зрения водителя, пошедшего на обгон.
Итак: водитель перестраивается на полосу встречного движения для обгона в месте, где это ещё разрешено — и обзору ничего вроде бы не мешает, и разметка прерывистая. Он видит, что впереди через несколько автомобилей, ещё один водитель выполняет обгон, это даёт ему ложное подтверждение безопасности — «ну раз он там — в конце подъёма обгоняет, то мне здесь тем более ничего не угрожает», «ну подумаешь подъем, подумаешь не видно, вон впереди очередное подтверждение, что так можно, всё обойдётся».
В ролике хорошо видно, что буквально через пару секунд после того, как впередиидущий завершил обгон, перед носом «видеорегистратора» из-за перегиба всплывают фары встречного авто, и оп(!) — деваться-то некуда! Времени нет, и спасительных метров нет — сам виноват.
Данное видео является учебным материалом. Источник