НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Экспедиция «Patrol в Караул»: до Таймыра не успели

6 марта 2011 14:23
Когда вы будете читать эти строки, три экипажа экспедиции «Патруль в Караул» уже доберутся до Москвы. Долго не могла подыскать нужные слова, столько впечатлений принес последний рывок на север

Когда вы будете читать эти строки, три экипажа экспедиции «Патруль в Караул» уже доберутся до Москвы. Долго не могла подыскать нужные слова, столько впечатлений принес последний рывок на север... Финальная точка нашей экспедиции поставлена. Увы, несколько раньше, чем мы могли ожидать. Но обо всем по порядку.



Покинув Новый Уренгой, мы, наконец, добрались до Северного Полярного Круга. Здесь же с асфальта съехали на очередной зимник. Вот и все, цивилизация кончилась, впереди – сотни километров снега и льда.



При въезде на Ванкорский зимник нам дают машину сопровождения – и следующие 150 километров нас провожают полярники на желтом UAZ Patriot. Наши проводники сразу же берут очень бодрый ритм передвижения – просим их так не торопиться, поспевать за ними нам мешают 200-литровые бочки с топливом, которые, несмотря на фиксацию, на хорошей скорости по неровному льду начинают жить своей жизнью и весело долбятся в борта багажника, подминая под себя всё его содержимое.



Прощаемся с проводниками через 150 км на базе дорожников, откуда сворачиваем на новый маршрут, предварительно пополнив запасы горячего чая в термосах. Уже стемнело, но «Патрули» двигаются уверенно. По зимникам удобно перемещаться в ясную солнечную погоду и ночью, а вот в промежутке между тем, когда солнце уже село, но еще окончательно не стемнело, ехать тяжело – рельеф проглядывается с трудом и по большей части приходится продвигаться на ощупь, ориентируясь лишь по вешкам, обозначающим границы дороги. Как нельзя кстати приходятся установленные еще в Москве «люстры» – конечно же, жалеем, что на крыше у нас стоят всего по два фонаря, будь их вдвое больше, ехать было бы ощутимо веселее. Впрочем, и имеющегося света хватает, чтобы прощупывать взглядом дорогу впереди на несколько заветных метров и не сбавлять набранной скорости.

В очередной раз останавливаемся, чтобы снять проезд в ночи. Машины скрываются за поворотом, мы с оператором остаемся на месте в полной готовности и даем команду ехать на нас. Вокруг пронзительная тишина и кромешная тьма. Но стоит поднять голову наверх, как тут же чувство восторга обнимает тебя – такое небо я не видела никогда. Глубокое, темное, и все усеяно звездами так щедро, что глаза разбегаются... Вот Малая и Большая медведицы, вот еще одно созвездие – эх, жаль, не помню, как оно называется! А вот эта стремительно пересекающая небо по диагонали яркая точка – скорее всего, военный спутник. Рев моторов приближающихся «Патрулей» вырывает из этого сказочного безмолвия.



Первая долгожданная ночевка в тундре. Около часа ночи доезжаем до буровой в Сузуне. Здесь закрытая территория, идут бурильные работы, жизнь не останавливается даже ночью. Мы выстраиваем наши машины прямо перед въездом и устраиваемся поудобней. И вот тут начинаются сюрпризы. Во-первых, деревьев в тундре нет, а ветер к ночи поднимается внушительный – стоит выйти из машины, как тут же чувствуешь ускорение в спину. Но это пол беды. Куда неприятнее то, что печка «Патруля» явно не готова к условиям севера. Пока тахометр показывает больше 1000 оборотов, в салон подается теплый воздух. А вот на холостом ходу электроника почему-то одаривает нас только холодным потоком. Бррр! 10 минут боремся с этим недоразумением, но тщетно. Впрочем, выход находится довольно быстро: вытаскиваем алюминиевый черенок лопаты и опускаем его на педаль газа, уперев другой стороной в водительское сиденье. Аккуратно регулируем обороты нажимом на черенок и вуа-ля! Патруль побежден, мы получили чудесную печку, можно кутаться в спальники и проваливаться в царство Морфея.



Ноу-хау с лопатой оправдало себя – утром просыпаемся в теплом салоне, в окна светит солнце, жуткий ветер стих, а нефтяники пригласили нас на завтрак в свою столовую. Кстати, столовая поразила нас огромным разнообразием вкусной еды и более чем дружелюбными ценниками. А жизнь в тундре куда интересней, чем нам представлялось!



Сегодня мы должны добраться до Дудинки, а уже оттуда до желанного финиша будет рукой подать. Но этот зимник довольно сложный, а нефтяники говорят, что пару дней назад начало сильно мести, и там уже с трудом пробиваются Уралы. Впрочем, официально зимник не закрыт и жизнь в нем еще теплится – а значит, и мы будем стараться пройти вперед.



Прощаемся с приветливыми нефтяниками и трогаемся вперед, на Дудинку. Вот он, этот труднопроходимый зимник. Снега вокруг гигантское количество, начинает наметать, солнце садится, но мы настроены решительно. Первым идет экипаж Андрея Леонтьева, выполняя роль ледокола и разведчика. Машина периодически проваливается в глубокий снег, мы разматываем тросы и больше их не убираем – смотаем мы их только через два дня. Видимость портится окончательно. Горизонта не видно, вокруг все одинакового серого цвета, поднимается пронизывающий ветер, нещадно метет – следы исчезают буквально сразу же после того, как машина проезжает вперед. Передвигаемся короткими отрезками, потому как в глубокой колее от Урала, заметенной свежим снегом, Патрули по очереди замирают без движения.



Во-первых, мешают тяги, расположенные по диагонали и гребущие снег, а еще – штатная запаска под днищем. Она набивает перед собой огромный сугроб и мешает двигаться вперед. Плюс вчера на понтонной переправе мы проезжали через специальные весы (между прочим, это стоило по 750 рублей за машину, вот это бизнес!) и ужаснулись – вес наших машин, с полным снаряжением, составляет почти 4 тонны. Для штурма глубокого снега это неоправданно много, так что к тому, что нам придется безостановочно махать лопатами, готовимся заранее.



Мой напарник Андрей Бойко берет на себя функцию штурмана, я пересаживаюсь за руль. Хороший штурман в таких условиях – 99% успеха, потому как впереди не видно ничего дальше чем на метр от капота, колеи, сугробы и глубокие переметы сливаются воедино. Каждые 5 минут бегаем с тросами – дергаем то впереди, то позади идущий экипажи, дергают нас. Малейшая ошибка – и четырехтонную машину стаскивает в глубокий снег, откуда самостоятельно выбраться она уже не может. Кое-где удается пускать Патруль враскачку, кое-где засады аккуратно проходятся на ровном газу. Однако по большей части берем сугробы штурмом. Забавно, но принцип движения по бездорожью у Патруля тот же, что и у простого «УАЗа» или «Нивы»: разгон, педаль в пол, руль прямо. Когда появляется чувство, что машина вот-вот прилипнет, приходится валить, качая педаль газа. Фууууууух, очередной перемет позади, впереди короткая полоска более-менее твердого снега и штурман может забраться с подножки обратно в салон, чтобы протереть заледеневшие очки и немного согреться. Да, про очки – без желтых линз вообще ничего не видно.



Ветер такой, что все не закрытые маской части лица, волосы, ресницы, покрываются ледяным инеем, слезы, выдуваемые ветром, замерзают мгновенно, руки леденеют – какое счастье, что есть подогрев руля! В обычной жизни я всегда считала эту опцию блажью, но в тайге я благодарила человека, придумавшего такую полезную штуковину. 2 минуты, и пальцы снова могут сгибаться и даже держать фотоаппарат. Да, иногда такие «буржуйские» фишки существенно упрощают жизнь, что бы ни говорили суровые джиперы!



По этому зимнику нам удается прорваться вперед на неполные 3 километра. Первым окончательно засаживается глубоко в снег «Патруль» Андрея Леонтьева. Мы пытаемся добраться до них, чтобы дернуть тросом назад, но колею успевает порядком замести. Не доехав метров 200, тоже плотно прилипаем. Третий экипаж доезжает до нас, но дергать уже некуда – позади распаханная колея, тяжелые машины вязнут, поднимается пурга, через которую не видно практически ничего. Копать уже бесполезно, сандтраки тоже не спасают, видимость метров семь, не больше. Связываемся по спутнику с дорожниками – нам на помощь идут Уралы, но они не могут до нас добраться, дорогу за нами замело настолько, что даже они буквально утопают в снегу.



Смеемся - мы прорубились дальше всех на наших тяжелых и неподготовленных для таких условий внедорожниках. А значит, до трактора, как в той старой шутке, бежать далеко. Нам на помощь высылают ГТТ-шку, гражданского гусеничного монстра, а пока он прорывается к нам, мы переводим дух. Темнеет. Пурга, мощный ветер, три Патруля «в нигде» – это ли не романтика? Достаем варган. Здесь он очень кстати... И проникаемся духом тундры.



Часа через полтора подмога добирается до нас. Гусеничка помогает нам развернуть основательно занесенные снегом машины, периодически сама завязает в снегу. Но вот, наконец, машины сцеплены друг за другом, и мы цепочкой двигаемся обратно, одергиваемые ГТТшкой в глубоких переметах.



Возвращаемся на буровую и узнаем, что несколько часов назад МЧС закрыл этот зимник из-за пурги и, скорее всего, его больше не откроют. Всё, дальше дороги нет. Мы опоздали на четыре дня. Это плохая новость, но выбора у нас нет, и дальше мы точно не проедем – где-то на этих 200-ах километрах уже встали несколько Уралов. Более того, обратный путь нам тоже отрезан – его также закрыли из-за сильной метели. Ничего не остается, как пережидать ненастье на буровой – благо, нас селят с комфортом. До следующего дня отсыпаемся в теплых вагончиках и отъедаемся в чудесной столовой.



Поначалу обратная дорога по зимнику, залитому солнцем и засыпанному снегом, дарит только положительные эмоции – идем на манер раллистов, не сбавляя газа, перелетая переметы. Картина вокруг удивительная – всего пару дней назад зимник был чист и укатан, а сегодня его не узнать, местами дороги попросту нет, все засыпано полуметровым слоем снега. Но чем дальше мы пробиваемся, тем мрачнее становится общий настрой – переметы все глубже, засаживаемся все чаще. Через какое-то время замечаем, что мы больше копаем, чем двигаемся вперед. Вокруг темно, пришла ночь, а мы все еще непонятно где.



Может, мы бы и предались унынию в ту ночь, но в попутном направлении нас догнала гусеничка. Именно ей мы обязаны отличным настроением на остаток сегодняшнего пути – мысль о том, что за твоей спиной всегда есть трактор, готовый вытянуть, окрыляет, и мы смело давим на газ. Поздно ночью добираемся до дорожников – к нам подходят мужики, которые ехали в одном с нами направлении и видели нашу бешеную рулежку. Округляют глаза и признаются – «дааа, ребят, мы много видели, как по переметам на Кразах и Уралах рубятся, но такое видим впервые, вы отчаянные!» смеемся и засыпаем в машинах, предварительно включив себе печку на ночь при помощи все той же лопаты.



Утром снова двигаемся в путь. Ясное солнце, переметы, свежий воздух – мы уже привыкли к такому ритму и пейзажу за окном, вешаем камеры on-board и снимаем ролики – езда по зимнику снова представляет собой раллийную трассу с элементами хорошего бездорожья. После одного из переметов наш боевой «Патруль» с номером «1» уходит в занос – система не дает прибавить газу и выровнять машину, нас разворачивает и нежно укладывает в мягкий бруствер. Слава Богу, на бок не ложимся, так что нас просто выдергивает тросом проезжавший мимо «КамАЗ», водитель которого сначала выбегает из кабины и протягивает мне свою «мыльницу», чтобы я сделала ему фотографию на память. Да, нас тут определенно будут помнить долго!



Так проходит день, к ночи выбираемся на асфальт и покидаем Северный Полярный Круг.



Рассказывать обо всем, что было пережито, можно долго... Скажу одно – это была незабываемая поездка, удивительное приключение и отличный опыт. Уже подъезжая к Москве, поймала себя на мысли, что я не хочу возвращаться в шумный суетной город, я хочу обратно, где снег белый до безумия, мороз кусает за щеки, от вида тундры в лучах заката перехватывает дух, а люди простые и приветливые. До Таймыра в этот раз мы так и не добрались, но ничего, в следующем году мы обязательно сюда вернемся, чтобы закончить начатое!



Текст и фото Матвеева Анна LAV Productions

Начало: