Произошла следящая ситуация (привожу текст из объяснения для мирового судьи)
19.03.2011 г. около 13 час. 45 мин. я, управляя автомобилем,
БМВ 520 г/н ХХХХХrus , двигался по трассе А 192 из г. Калининграда по
направлению к г. Светлогорск, в районе 21-го километра трассы А 192 выполнил
обгон в соответствии
с Правилами дорожного движения (ПДД). Перед обгоном,
помимо прочего, убедился в отличной видимости и отсутствии встречных
транспортных средств (ТС). Начал обгон, выехав на полосу для встречного
движения через прерывистую линию разметки 1.5, а завершил его через сплошную
линию
разметки 1.1, вернувшись в занимаемую ранее полосу движения при первой
возможности, руководствуясь ПДД и не создавая при этом помех попутному
транспорту. В результате обгон был выполнен безопасно для всех участников
движения.
Пример
но через 1км. я был остановлен инспектором ДПС.
Последний, после проверки документов сообщил, что я, управляя транспортным
средством, выехал на сторону проезжей части дороги, предназначенную для
встречного движения, обгоняя впереди идущие транспортные средства. При этом, по
мнению инспектора, я выехал на полосу встречного движения, которая определена
дорожной разметкой
1.1, разделяющей транспортные потоки противоположных
направлений, пересекать которую запрещено Правилами дорожного движения РФ, чем
нарушил пункты 1.3 и Приложение 2 дорожной разметки 1.1 Правил дорожного
движения РФ. Мои действия были квалифицирова
ны по ч. 4 ст. 12.15 Кодекса
административных правонарушений РФ.
В качестве доказательства он продемонстрировал мне видеозапись, сделанную на
камеру, установленную на обочине шоссе. На видеозаписи
видно только окончание моего маневра –
возвращению на ранее занимаемую полосу движения ( в соответствии с
требования пункта правил дорожного движения) через разметку 1.1. Я указал
на это инспекто
ру, однако он остался при своей точке зрения и составил протокол
об АПН 39 КН № 035575, в котором я письменно указал свое несогласие. При этом я
был ознакомлен со схемой (протоколом осмотра места совершения административного
правонарушения
), составленной ИДПС л-том Ивановым
В.И. и приложенной к протоколу, в которой я также письменно указал свое
несогласие, однако копия этой схемы (протокола осмотра места совершения
административного правонарушения) не изготавливалась и на руки мне не
выдавалась
в нарушение ч.9 ст.28.1.1
КоАП РФ. В свою очередь
я внес в качестве свидетеля – мою супругу ХХХХХХХ., ехавшую вместе со мной. Инспектор данный факт проигнорировал, не опросив
свидетеля. Подписывая протокол, я не мог соотнести указанное инспектором место
обгона с истинным, поскольку для этого требуются специальные измерения.
Считаю, что данный Протокол составлен в отсутствие признаков, квалифицирующих
адм
инистративное правонарушение по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. В обоснование этого
заявления я привожу следующие доводы:
1. Схема дорожной обстановки, предоставленная ИДПС, составлена в нарушение
пунктов 16, 17 и приложения № 4 к «Методическим рекомендациям по организации
деятельн
ости подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об
административных правонарушениях в области дорожного движения», утвержденных
Письмом МВД РФ № 13/ц-72 от 18.06.2003г. и противоречит выводам, сделанным в
Протоколе и рапорте ИДПС.
В Протоколе АПН 39 КН № ХХХХХХ содержится следующая квалификация моих действий:
«…при обгоне попутно движущихся т/c совершил выезд на сторону дороги,
пред
назначенную для встречного движения там, где это запрещено ПДД, нарушил
дорожную разметку 1.1, разделяющую транспортные потоки противоположных
направлений»
Однако
при составлении схемы инспектор руководствовался данными, полученными с
видеокамеры это объясняется тем, что ИДПС с места своего расположения (место
стоянки патрульной машины), согласно особенностям дороги (изгиб и расстояние в
1км от предполагаемого места совершения правонарушения), вообще не имел обзора
на участок дороги, имеющий прерывистую разметку и разрешающую обгон, где я его
и совершил. Поэтому момента выезда на встречную полосу он видеть не мог и не
видел, несмотря на это, он отразил в своей схеме, что я начал обгон на
прерывистой линии разметки 1.6, что не соответствует действительности, и фактов
доказывающих обратное нет и быть не может.
Посколь
ку часть 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях
предусматривает ответственность за ВЫЕЗД в нарушение Правил дорожного движения
на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, то схема ИДПС, не
содержащая признаков такого выезда, противоречит выводам, сделанным в
Протоколе.
Кром
е того, в Протоколе указано, что я нарушил п.1.3 ПДД и требования дорожной
разметки 1.1. И нарушение этих двух пунктов ИДПС квалифицируется по ч.4
ст.12.15 КоАП РФ.
Однако пункт 1.3 ПДД гласит: «Участники дорожного движения обязаны знать и
соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и
разметки …» То есть, этот пункт не содержит прямого запрета выезда на встречную
полосу движения.
Между тем, только ВЫЕЗД в нарушение ПДД (а это нарушение пп. 9.2, 9.3, 11.5 и
15.3 ПДД), является обязательным квалифицирующи
м признаком ч. 4 ст. 12.15 КоАП
РФ.
А, значит, нарушение п.1.3 ПДД само по себе не может быть квалифицировано по
статье 12.15 ч.4. То же самое касается и пересечения линии разметки 1.1. Само
по себе пересечение линии 1.1 влечет за собой квалификацию нарушения по ч.4
ст.12.15 КоАП РФ лишь только в том случае, если она пересекается для ВЫЕЗДА на
полосу встречного движения, а не наоборот, когда она пересекается для возврата
в свою полосу.
Таким образом
, из нарушений п.1.3 и Приложения 2 п.1.1 ПДД, указанных в
Протоколе, никак не следует автоматически их квалификация по ч.4.ст.12.15 КоАП
РФ. Эти пункты (1.3 ПДД и Приложение 2 Требования дорожной разметки 1.1) ни по
отдельности, ни в совокупности не могут быть квалифицированы как
административное правонарушение ч.4 ст.12.15 КоАП РФ в отсутствие
дополнительных доказательств, указывающих на место нарушения разметки при ВЫЕЗДЕ
на встречную полосу. А таких доказательств на предоставленно
й видеозаписи нет.
2. Считаю необходимым обратить внимание суда на то обстоятельство, что на
схеме, составленной инспектором, не отображается,
что я совершил обгон 2-х транспортных средств, двигаясь по встречной полосе при
наличии сплошной линии разметки 1.1 справа от меня. В связи со всем
вышесказанным я прилагаю составленную мною схему (Приложение 1).
В данном случае мною был совершен обгон двух автомобилей
, двигавшегося со
скоростью примерно 50-60 км
в час при разрешенной скорости на этом участке до 70 км в час. Вследствие этого
между обгоняемым автомобилем и впереди идущими машинами образовался разрыв.
Убедившись, что полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим
маневром я не создам помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным
средства
м (ст.11.1 ПДД), я выехал через прерывистую разметку для обгона, как
указано на прилагаемой схеме (Приложение 1). Однако обгоняемый автомобиль,
двигающийся первым, в нарушение п.11.3 ПДД внезапно стал увеличивать скорость,
препятствуя мне совершению обгона, вследствие чего мне не удалось завершить
маневр обгона до начала сплошной
линии разметки 1.1. Поэтому для безопасного
завершения маневра (встречные автомобили отсутствовали), мне пришлось для
возврата в свою полосу пересечь линию разметки 1.1. Другим вариантом было
применить резкое торможение, однако даже в этом случае, что запрещено ПДД ст.
10.5, я все равно был бы вынужден пересечь появившуюся линию 1.1, но в
результате такого маневра мой автомобиль неожиданно появился бы для сзади
идущих автомобилей и создал бы для них опасность (ст.1.5 ПДД). Поэтому вариант
заверш
ения обгона при отсутствии встречных автомобилей был более безопасен.
Таким образом, я предпринял все возможные действия к незамедлительному
возвращению в ранее занимаемую полосу, выполнив п.11.4 ПДД.
Однако, поскольку
выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного
движения, я совершил в разрешенном для этого месте, то квалифицирующий признак,
предусмотренный ч. 4 ст. 12.15. КоАП РФ, в моих действиях отсутствует. Умысла
на то, чтобы нарушить Правила дорожного движения, у меня не было.
Пункт 11.4 ПДД обязывает вернуться на свою полосу движения после обгона, без
оговорок
на соблюдение разметки. Таким образом, отсутствует объективная сторона
правонарушения по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Отсутствие нарушения в этом случае также подтверждается разъяснениями
Департамента Обеспечения Безопасности Дорожного Движения МВД РФ, данными в п. 4
Письма «О квалификации правонарушений» № 13/П-1724 от 25.07.2008г. «Водитель
транспо
ртного средства, начавший выполнение обгона через разметку 1.5 или 1.6,
при приближении к разметке 1.1 должен предпринять все возможные действия к
незамедлительному возвращению в ранее занимаемую полосу (
в том числе через сплошную линию разметки)», что и было мной
выполнено. Копия письма прилагается (Приложение 2).
Пересечение разметки 1.1 при завершении обгона было вынужденным еще и потому,
что разметка на данном участке дороги нанесена не в соответствии
с ГОСТ Р
52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила
применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
направляющих устройств".
После совершения предполагаемого правонарушения и ознакомления с материалами
дела об административном правонарушении мною в присутствии ХХХХХ были
проведены измерения длин линий разметки 1.6 предшествующей линии 1.1 на участке
выполнени
я мною обгона.
ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения.
Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
направляющих устройств" гласит, что на данном участке дороги разметку 1.6
наносят на расстоянии не менее
100 м перед разметкой 1.1 (п. 6.2.8). Однако
разметка 1.6 перед разметкой 1.1 имеет длину
менее 80 м.
Я подготовил четыре фотографий данного участка дороги, снятых при движении
по данному участку дороги в том же направлени
и, в котором был совершен обгон.
Ходатайством прошу их приобщить к материалам дела.
В связи с выше изложенным ПРОШУ:
Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного
правон
арушения.
На судебном заседании судья слушая мои объяснения и доводы сочувственно кивала головой. Минут через 15 после моей дискуссии меня попросили дождаться решения в коридоре, после недолгого раздумья мне вручили постановление о лишении права вождения сроком на 4 мес. (Текст постановления выложу позже) Буду подавать апелляцию но честно говоря надежды вернуть права уже не осталось.
Если кто-то может что-то дельное посоветовать с вниманием выслушаю!
В статье 12.15.пункт4 четко сказано - ЗА ВЫЕЗД НА ПОЛОСУ....Ну если у нас такие судьи что не могут отличить ВЫЕЗД НА от ВЫЕЗД С (правая и левая рука одно и то же) то есть 2 варианта : 1) убирать их с этих должностей
2) привлекать к ответственности за грубое преднамеренное нарушение законодательства.
Подал жалобу на постановление мирового с указанием всех косяков в его писульках и заново отразил прежние . В районке уже серьезнеее подошли к моему положению. внимательно выслушали . Я все рассказал как было от того как останавливали, как не вписали свидетелей , как денег просили , как проходили заседания.как на схеме дислокации судья и мент искали в какую же я сторону двигался согласно схемы дислокации. Указал, что время продолжительности заседания судья указывл по пять и десять минут , а у меня записи одного 41 мин. а другого 46 мин. Кстати , очень помогло, что время в протоколе нарушения и время составления была с разницей в одну мин. Я на это сделал особое заострение. Короче отменил район постановление мирового и назад меня к мировому на доследование. Дальше снова заседание уже с дрожащим голосом судьи , тут он разглядел, что нарушение было незначительным , что составлено все с нарушением ит.д. Через 10 дней мне вернули "права"
Я понял четко одно: веди себя уверенно , готовся к последовательно
Подал жалобу на постановление мирового с указанием всех косяков в его писульках и заново отразил прежние . В районке уже серьезнеее подошли к моему положению. внимательно выслушали . Я все рассказал как было от того как останавливали, как не вписали свидетелей , как денег просили , как проходили заседания.как на схеме дислокации судья и мент искали в какую же я сторону двигался согласно схемы дислокации. Указал, что время продолжительности заседания судья указывл по пять и десять минут , а у меня записи одного 41 мин. а другого 46 мин. Кстати , очень помогло, что время в протоколе нарушения и время составления была с разницей в одну мин. Я на это сделал особое заострение. Короче отменил район постановление мирового и назад меня к мировому на доследование. Дальше снова заседание уже с дрожащим голосом судьи , тут он разглядел, что нарушение было незначительным , что составлено все с нарушением ит.д. Через 10 дней мне вернули "права"
Я понял четко одно: веди себя уверенно , готовся к последовательно
На самом деле от начала разметки 1.6 до разметки 1.1 всего 74м (вместо положенных 100!!!) на сплошную я заехал на 2,3-3м не больше а она начинается от отбойника на правой стороне дороге, за 76м физически не успеешь обогонать, не заехав на сплошную, если у тебя не болид формулы 1!!!
На самом деле от начала разметки 1.6 до разметки 1.1 всего 74м (вместо положенных 100!!!) на сплошную я заехал на 2,3-3м не больше а она начинается от отбойника на правой стороне дороге, за 76м физически не успеешь обогонать, не заехав на сплошную, если у тебя не болид формулы 1!!!