Генератор — важное устройство в автомобиле, преобразующее энергию движения в электричество. Этот узел дает заряд для аккумулятора, помогает работать двигателю и обеспечивает питание освещения и электроприборов в салоне. Если сильно греется генератор, это говорит о его поломке и может спровоцировать неполадки в других важных узлах. По каким причинам чаще всего возникает подобная проблема и как ее избежать, разберем в статье вместе с экспертом по автомобильным электрическим системам Алексеем Дубновым.
Должен ли нагреваться генератор в машине
Как и любые электрические приборы, автомобильные генераторы в процессе работы начинают нагреваться. Важно понимать, что в таком случае можно считать нормой. Если узел стал горячим после длительного пути или долгого стояния в пробке, то это не страшно. Генерирующее устройство вырабатывает токи большой силы, и без принудительного охлаждения генератор всегда греется
Другое дело, если поездка длилась всего несколько минут. Когда двигатель еще не прогрелся, а генератор уже горячий — это не нормально и говорит о проблеме. Значит, имеется какая-то неполадка, способная со временем стать причиной поломки узла. Особенно важно насторожиться, если это сопровождается посторонними звуками или запахом горящей изоляции. В таком случае нужно как можно скорее разобраться, почему греется генератор на автомобиле.
Из чего состоит генератор автомобиля
Рассмотрим подробно, что собой представляет генератор в автомобиле.
Узел состоит из ряда деталей, каждая из которых выполняет определенную функцию:
- Шкив, он же привод. Через этот элемент при помощи ремня генератора на ротор передается энергия вращения с коленчатого вала двигателя автомобиля.
- Корпус генератора. Обычно выполнен из алюминиевого сплава, состоит из двух крышек, скрепленных болтами. Свободное вращение ротора обеспечивают подшипники, размещенные в крышке.
- Ротор. Представляет собой вращающийся элемент генерирующего устройства. Он состоит из находящихся на валу стальных сердечников и катушки возбуждения. На ее концы при помощи медных или стальных контактных колец с регулятора напряжения идет электрический ток.
- Статор. Неподвижный элемент, состоящий из металлических пластин (сердечника) и навитой на них медной якорной обмотки.
- Щетки генератора. Детали, которые отвечают за подвод и отвод тока через прямое взаимодействие с ротором.
- Диодный мост (выпрямительный блок). Состоит из нескольких силовых диодов, преобразующих получаемый переменный ток в постоянный. Именно его используют в дальнейшем для питания АКБ и других потребителей электричества.
- Регулятор напряжения. Представляет собой блок проводников, которые регулируют ток в обмотке таким образом, чтобы стабилизировать напряжение на выходе независимо от частоты вращения ротора и количества потребителей энергии. Он защищает АКБ от перезаряда, увеличивает напряжение в холода и снижает в жару.
Почему сильно греется генератор: причины неисправности
Агрегат состоит из множества деталей, поэтому вариантов поломки может быть немало. Рассмотрим основные проблемы, из-за которых греется генератор в автомобиле.
1. Проблемы с диодами
Пробои диодов проявляются повышением напряжения в бортовой сети. Из-за этого не только греется генератор, но и могут быть повреждены потребители энергии в сети.
2. Некорректная работа АКБ
Аккумуляторная батарея является «расходником» на автомобиле и нуждается в регулярной замене. При работе двигателя генератор передает часть заряда на АКБ. Если батарея пришла в негодность, то процесс будет постоянным, а генератор начнет сильно греться.
3. Проблема с подшипниками
Одной из причин, почему греется и гудит генератор, может быть неисправность подшипника.
«Никакие узлы не вечны: со временем подшипники могут изнашиваться, что приводит к увеличенному трению и, как следствие, перегреву устройства», — пояснил Алексей Дубнов.
4. Неисправная проводка
Когда речь идет об электрическом оборудовании, обязательно стоит обратить внимание на проводку. Окисление контактов или повреждение изоляции может привести к тому, что начинают греться клеммы генератора или сам узел. Может пропадать зарядка АКБ, или электричество перестает поступать к другим приборам в машине.
5. Замыкание и пробой в обмотке
Нарушение процесса преобразования энергии в электричество приводит к быстрому износу и поломке самых важных деталей узла.
«Короткое замыкание в обмотках вызывает увеличение силы тока и нагрев генератора», — рассказал эксперт.
Межвитковое замыкание можно заметить, если измерить силу тока на обмотке при включенной АКБ. Она должна быть в пределах 3—5 А. Если показатель больше — значит, есть замыкание.
6. Неисправный регулятор напряжения
Небольшое устройство, которое часто называют «таблеткой» или «шоколадкой», защищает узел от подачи слишком высокого напряжения. Если он сломался или не отрегулирован, постоянно светится контрольная лампа на панели приборов и напряжение в сети превышает установленные 13,8—15,5 В. Это может привести к разрушению АКБ, замыканию в электронике и повреждению генератора.
7. Сильное загрязнение
Также ремень генератора и корпус устройства могут греться из-за самой обычной грязи.
«Пыль и грязь забивают радиатор автомобиля и подкапотное пространство, они не дают поступать к узлам набегающему потоку воздуха и препятствуют охлаждению. Греться сильнее будет не только генератор, но и двигатель»,— отметил Алексей Дубнов.
Собрали вместе возможные причины нагрева генератора и пути решения проблемы.
|
| Решение | |||
АКБ |
|
| |||
Проводка |
|
| |||
|
|
| |||
| Слишком большой ток |
| |||
Обмотка | Замыкание |
| |||
Подшипники |
|
| |||
|
|
|
Что делать, если греется генератор
Когда возникают неприятности и греются провода генератора, клеммы или само устройство, главной задачей становится выяснение причины неисправности. Простую диагностику можно выполнить своими силами, не привлекая специалистов.
1. Открываем капот автомобиля и проверяем ремень генератора. Он должен быть целым и правильно натянутым. Если есть трещины и он лохматится, значит его пора менять. То же самое и с натяжением: слишком слабое или чересчур сильное негативно сказывается на работе генератора и приводит к его нагреву. Отрегулировать ремень или поменять на новый можно самостоятельно.
2. После ремня стоит проверить предохранитель в блоке и на силовом проводе. Если проблема в них — меняем.
3. Следующий шаг — проверка клемм АКБ, контактов генератора, идущей к нему проводки и разъема устройства. Если заметны неисправности, такие неполадки можно исправить своими силами.
4. При включенном зажигании нужно проследить за лампочкой зарядки аккумулятора на приборной панели. Если она не загорелась, возможно села аккумуляторная батарея или есть обрыв проводки. Также может быть неисправным регулятор напряжения, повреждены обмотка в генераторе или щетки. Если лампочка горит и при включенном двигателе, то причиной может быть пробой диода, неисправный шкив или замыкание в цепи. С такими проблемами может справиться только достаточно опытный автомобилист, способный разобрать и отремонтировать генератор в своем гараже.
5. Обращение на СТО. Дальнейшая проверка генератора возможна только с применением специальных приборов и при помощи опытного специалиста. Поэтому, если есть сомнения в собственной компетенции, а генератор авто греется, лучше начинать с этого пункта.
«Следует как можно быстрее обратиться к профильным специалистам в автосервисе, так как продолжение эксплуатации может привести к выходу из строя не только генератора, но и других систем», — предупредил инженер-механик Алексей Дубнов.
Профилактика излишнего нагрева генератора
Генератор в автомобиле требует к себе повышенного внимания, так как он работает в сложных условиях и при повышенных нагрузках. Эксперт дал простые советы, которые помогут избежать поломки. Вот некоторые из них:
- регулярный осмотр узла и своевременная замена изношенных деталей;
- контроль состояния проводки на повреждения и окисление;
- периодическая проверка и замена ремня генератора;
- очистка оборудования от грязи для более эффективного охлаждения;
- снижение числа потребителей электричества.
Комментарий эксперта
«Перегрев генератора — частая проблема, особенно в автомобилях с большим пробегом. Нельзя игнорировать первые признаки неисправности: посторонние звуки, запах гари или мерцание фар. Важно также реагировать на сигналы о неполадках, которые загораются на панели управления. Регулярное обслуживание и внимательное отношение к состоянию автомобиля помогут избежать серьезных поломок», — посоветовал Алексей Дубнов.
Памятка автовладельцу: что делать, если греется генератор
Подведем итоги и перечислим основные моменты, которые стоит помнить автомобилисту:
1. Генератор греется в процессе работы, и это нормально. Но если его температура сильно поднимается после короткой поездки, нужно искать и исправлять неполадки.
2. Это сложное устройство, состоящее из нескольких важных деталей. Поэтому у поломки может быть масса причин.
3. Если перегрев генератора не устранить, в результате могут быть повреждены и другие узлы автомобиля.
4. Крайне важно провести правильную диагностику перегрева генератора, чтобы выяснить реальный источник проблемы.
5. Если самостоятельно найти причину и провести ремонт не удается, лучше обратиться к специалистам.
6. Регулярные проверки и замена изношенных деталей, а также внимательное отношение к автомобилю станут отличной защитой от проблем, из-за которых греется генератор.