Машина глохнет при нажатии на газ: почему это происходит

Двигатель — сердце автомобиля. Если при нажатии на газ он не прибавляет обороты, а захлебывается, это вызывает обоснованную тревогу. Разбираемся, почему мотор машины глохнет, когда газуешь, в проекте Авто Mail
Горностаева Анна
Автор Авто Mail
Как устроен двигатель
Почему глохнет при нажатии на газ
Методы диагностики
Профилактика поломок
Комментарий эксперта
Памятка автовладельцу
Как устроен двигатель
Почему глохнет при нажатии на газ
Методы диагностики
Профилактика поломок
Комментарий эксперта
Памятка автовладельцу
Еще

Если автомобиль при нажатии на газ начинает глохнуть, первым делом на ум приходят проблемы с двигателем. Однако двигатель современного автомобиля — это сложный инженерный механизм с множеством узлов, соответственно, и поломки в нем могут быть самые разнообразные. Понять, почему двигатель начинает захлебываться при нажатии на газ, какие есть методы диагностики и как это отремонтировать, нам поможет автомобильный эксперт Сергей.

Как устроен двигатель автомобиля

4-цилиндровый бензиновый двигатель BMW в разрезе
Источник: BMW

Для начала давайте заглянем внутрь двигателя и поймем, что в нем происходит при нажатии на газ.

Поршневой двигатель внутреннего сгорания, которым оснащено большинство современных автомобилей, состоит из нескольких основных узлов.

  • Цилиндры: их может быть от 2 до 12. Цельнометаллические контейнеры с клапанами, в которых происходит основной рабочий процесс двигателя: воспламеняется топливно воздушная смесь и образуется газ, толкающий вперед поршни;
  • Кривошипно-шатунный механизм: сложная система, состоящая из шатунов, маховика, коленвала и подшипников. Она преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение колес;
  • Газораспределительный механизм: отвечает за поступление топливовоздушной смеси в цилиндры и выход газа;
  • Система зажигания: свеча и катушка. Создает искру, воспламеняющую топливовоздушную смесь. Используется только в бензиновых двигателях;
  • Система впрыска: подает топливо в камеру сгорания в нужном объеме;
  • Система питания: здесь хранится топливо и создается топливовоздушная смесь;
  • Система смазки: совокупность масляных трубок и фильтров, обеспечивающих смазывание движущихся узлов двигателя. При отсутствии должной смазки на движущиеся узлы воздействует сила трения, и они быстро изнашиваются;
  • Система охлаждения: включает в себя радиатор, водяной насос, теплообменник и другие детали. При работе двигателя создается очень высокая температура. Чтобы избежать возгорания и преждевременного износа деталей, ее необходимо снижать;
  • Выхлопная система: выводит из двигателя продукты сгорания.
Рабочий цикл четырехтактного двигателя  Инфографика
Источник: legion-media.ru / Авто Mail

Большинство современных автомобильных двигателей четырехтактные. Это означает, что рабочий цикл разделен на 4 такта, то есть этапа.

Такт 1: ВпускПоршень цилиндра опускается вниз, в верхней части в это время открывается клапан впуска. Через него в цилиндр поступает топливовоздушная смесь
Такт 2: Сжатие воздухаВпускной клапан закрывается, поршень идет вверх, сжимая топливовоздушную смесь. В момент, когда поршень доходит до верхней точки, свеча зажигания дает искру и поджигает смесь в цилиндре
Такт 3: РабочийВ процессе сгорания топливовоздушной смеси образуется газ. Он быстро расширяется и толкает поршень вниз, приводя автомобиль в движение
Такт 4: ВыпускКлапан выпуска открывается, поршень двигается вверх и выталкивает продукты сгорания из цилиндра. Они покидают автомобиль через выхлопную систему.

Почему двигатель машины глохнет при нажатии на газ: основные причины

Что же может пойти не так, и почему при нажатии на педаль газа машина не бежит вперед, а захлебывается и глохнет? Причин бывает несколько.

1. Плохая искра

Свечи зажигания с остатками нагара
Источник: legion-media.ru

Если внутрь системы зажигания попадает влага, она гасит искру на свече зажигания, и топливо не загорается. Понять, что в системе скапливается конденсат можно, выкрутив свечу: она будет влажная на ощупь. В таком случае машина глохнет при старте на холодную: в сухую погоду и на нагретом моторе такого не происходит.

Конденсат в системе зажигания — сезонная проблема. Она чаще встречается осенью и весной, в период повышенной влажности, у автомобилей, стоящих под открытым небом
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать

Просушить систему зажигания (самое простое — протереть чистой сухой тряпкой).

2. Подсос воздуха в камеру сгорания

Двигатель
Источник: Freepik

В топливовоздушной смеси должно поддерживаться необходимое соотношение воздуха и бензина. Если воздуха попадает слишком много, смесь обедняется и не воспламеняется.

Наиболее вероятная причина нарушения герметичности — износ прокладок и уплотнителей на клапанах. Срок их службы составляет около 5 лет
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать

Менять изношенные детали.

3. Загрязнение топливных и воздушных фильтров

Топливный фильтр автомобиля
Источник: legion-media.ru

Старые фильтры не пропускают в топливную систему достаточное количество воздуха и бензина. Как следствие, мотор глохнет при старте и при увеличении скорости.

Помимо фильтра, загрязнение возможно также в бензонасосе. Его необходимо будет вычистить и промыть.
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать

Заменить грязные фильтры.

4. Пробой проводов на свече

Механик смотрит свечу зажигания в двигателе автомобиля
Источник: legion-media / Charles Knowles

Свеча зажигания в современных автомобилях электрическая. Если нарушена целостность проводов, подающих на нее ток, искра не появится.

Проверить состояние проводки можно, открыв капот и включив зажигание в темном помещении. Если изоляция не в порядке, будут видны искры.
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать

Обратиться за помощью к автомобильному электрику. Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать систему зажигания.

5. Неисправность ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки)

Дроссельная заслонка на белом фоне
Источник: BMW

Он регулирует подачу топлива в камеру сгорания. При дефектном ДПДЗ в камеру поступает слишком много (или наоборот недостаточно) топлива, или впрыск вовсе не срабатывает.

Эту проблему бывает легко вычислить: при ней на приборной панели загорается лампочка Check Engine
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать

Перекалибровать датчик.

6. Забитый катализатор

Катализатор автомобиля
Источник: legion-media / Konstantin Markov

Катализатор — узел, снижающий токсичность выхлопных газов. Со временем на сотах катализатора оседают посторонние частицы, образуются нерастворимые соединения. При засоренном катализаторе машина с трудом набирает скорость, двигатель захлебывается при разгоне.

Другие признаки забитого катализатора — повышенный расход масла и топлива, и самое очевидное: черный дым из выхлопной трубы.
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать

Как можно скорее заняться ремонтом или заменой. Неисправный катализатор при длительной эксплуатации может вызвать перегрев двигателя.

Методы диагностики проблем с двигателем

Горящая лампа Check Engine на приборной панели двигателя
Источник: Freepik

Чек-лист методов первичной диагностики в ситуации, когда машина глохнет при нажатии на газ.

  • Посмотрите на приборную панель: не горит ли лампочка Check Engine;
  • Отметьте, когда двигатель начинает захлебываться: при старте на холодный двигатель или при разгоне, во влажную или сухую погоду;
  • Попросите помощника посмотреть, есть ли при движении черный дым из выхлопной трубы; возможно, из нее доносятся треск и хлопки;
  • Загляните в систему зажигания: есть ли конденсат на крышке, влага на свече;
  • Проверьте состояние фильтров и бензонасоса;
  • Попробуйте включить зажигание при открытом капоте в темном помещении: есть ли искры в районе проводов?

Профилактика поломок двигателя автомобиля

Заправочные пистолеты на автозаправочной станции. АЗС
Источник: Александр Манзюк/ТАСС

Самый простой способ продлить жизнь двигателя, доступный каждому автовладельцу, это регулярный уход и профилактика:

  • Используйте только качественное топливо. Недобросовестные заправщики для объема добавляют в бензин смеси с посторонними частицами, пагубно влияющими на работу мотора;
  • Водите аккуратно, по возможности избегая резких разгонов и торможений;
  • Регулярно меняйте топливные и воздушные фильтры, следите за состоянием бензонасоса;
  • Не игнорируйте лампочку Check Engine на приборной панели. Если она загорелась, скорее всего, это неспроста;
  • Контролируйте уровень масла в двигателе, регулярно проводите замену;
  • Проверяйте уровень антифриза и заменяйте его не реже, чем предписано в регламенте;
  • При любом подозрении на поломку незамедлительно обращайтесь на СТО.

Комментарий эксперта

Ситуации, когда двигатель глохнет при нажатии на педаль газа, случаются не так уж редко. К счастью, в большинстве случаев эта проблема решается относительно просто и малой кровью. Наиболее серьезная ситуация — выход из строя катализатора. Если это произошло, сразу же обращайтесь в автомастерскую для ремонта или замены. Кустарные способы очистки катализатора, во-первых, небезопасны (в них часто используются едкие, токсичные вещества), а во-вторых, способны окончательно разрушить этот сложный и дорогостоящий узел.

Тахометр автомобиля на нулевой отметке
Источник: Freepik

Памятка автовладельцу: что делать, если машина глохнет при нажатии на педаль газа

Подводим итоги. Что важно знать и делать, если двигатель глохнет при нажатии на газ:

  • Проведите первичную диагностику: при каких условиях мотор начинает захлебываться, есть ли другие признаки неисправностей;
  • Чтобы избежать проблем с двигателем, используйте только качественное топливо;
  • Не забывайте о регулярном обслуживании автомобиля, замене фильтров и технологических жидкостей;
  • Если первичная диагностика и исправление наиболее очевидных причин не дало результатов, обращайтесь к специалистам-автомеханикам; не нужно затягивать с поиском решения.