Если автомобиль при нажатии на газ начинает глохнуть, первым делом на ум приходят проблемы с двигателем. Однако двигатель современного автомобиля — это сложный инженерный механизм с множеством узлов, соответственно, и поломки в нем могут быть самые разнообразные. Понять, почему двигатель начинает захлебываться при нажатии на газ, какие есть методы диагностики и как это отремонтировать, нам поможет автомобильный эксперт Сергей.
Как устроен двигатель автомобиля
Для начала давайте заглянем внутрь двигателя и поймем, что в нем происходит при нажатии на газ.
Поршневой двигатель внутреннего сгорания, которым оснащено большинство современных автомобилей, состоит из нескольких основных узлов.
- Цилиндры: их может быть от 2 до 12. Цельнометаллические контейнеры с клапанами, в которых происходит основной рабочий процесс двигателя: воспламеняется топливно воздушная смесь и образуется газ, толкающий вперед поршни;
- Кривошипно-шатунный механизм: сложная система, состоящая из шатунов, маховика, коленвала и подшипников. Она преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение колес;
- Газораспределительный механизм: отвечает за поступление топливовоздушной смеси в цилиндры и выход газа;
- Система зажигания: свеча и катушка. Создает искру, воспламеняющую топливовоздушную смесь. Используется только в бензиновых двигателях;
- Система впрыска: подает топливо в камеру сгорания в нужном объеме;
- Система питания: здесь хранится топливо и создается топливовоздушная смесь;
- Система смазки: совокупность масляных трубок и фильтров, обеспечивающих смазывание движущихся узлов двигателя. При отсутствии должной смазки на движущиеся узлы воздействует сила трения, и они быстро изнашиваются;
- Система охлаждения: включает в себя радиатор, водяной насос, теплообменник и другие детали. При работе двигателя создается очень высокая температура. Чтобы избежать возгорания и преждевременного износа деталей, ее необходимо снижать;
- Выхлопная система: выводит из двигателя продукты сгорания.
Большинство современных автомобильных двигателей четырехтактные. Это означает, что рабочий цикл разделен на 4 такта, то есть этапа.
Такт 1: Впуск | Поршень цилиндра опускается вниз, в верхней части в это время открывается клапан впуска. Через него в цилиндр поступает топливовоздушная смесь |
Такт 2: Сжатие воздуха | Впускной клапан закрывается, поршень идет вверх, сжимая топливовоздушную смесь. В момент, когда поршень доходит до верхней точки, свеча зажигания дает искру и поджигает смесь в цилиндре |
Такт 3: Рабочий | В процессе сгорания топливовоздушной смеси образуется газ. Он быстро расширяется и толкает поршень вниз, приводя автомобиль в движение |
Такт 4: Выпуск | Клапан выпуска открывается, поршень двигается вверх и выталкивает продукты сгорания из цилиндра. Они покидают автомобиль через выхлопную систему. |
Почему двигатель машины глохнет при нажатии на газ: основные причины
Что же может пойти не так, и почему при нажатии на педаль газа машина не бежит вперед, а захлебывается и глохнет? Причин бывает несколько.
1. Плохая искра
Если внутрь системы зажигания попадает влага, она гасит искру на свече зажигания, и топливо не загорается. Понять, что в системе скапливается конденсат можно, выкрутив свечу: она будет влажная на ощупь. В таком случае машина глохнет при старте на холодную: в сухую погоду и на нагретом моторе такого не происходит.
Конденсат в системе зажигания — сезонная проблема. Она чаще встречается осенью и весной, в период повышенной влажности, у автомобилей, стоящих под открытым небом
Что делать
Просушить систему зажигания (самое простое — протереть чистой сухой тряпкой).
2. Подсос воздуха в камеру сгорания
В топливовоздушной смеси должно поддерживаться необходимое соотношение воздуха и бензина. Если воздуха попадает слишком много, смесь обедняется и не воспламеняется.
Наиболее вероятная причина нарушения герметичности — износ прокладок и уплотнителей на клапанах. Срок их службы составляет около 5 лет
Что делать
Менять изношенные детали.
3. Загрязнение топливных и воздушных фильтров
Старые фильтры не пропускают в топливную систему достаточное количество воздуха и бензина. Как следствие, мотор глохнет при старте и при увеличении скорости.
Помимо фильтра, загрязнение возможно также в бензонасосе. Его необходимо будет вычистить и промыть.
Что делать
Заменить грязные фильтры.
4. Пробой проводов на свече
Свеча зажигания в современных автомобилях электрическая. Если нарушена целостность проводов, подающих на нее ток, искра не появится.
Проверить состояние проводки можно, открыв капот и включив зажигание в темном помещении. Если изоляция не в порядке, будут видны искры.
Что делать
Обратиться за помощью к автомобильному электрику. Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать систему зажигания.
5. Неисправность ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки)
Он регулирует подачу топлива в камеру сгорания. При дефектном ДПДЗ в камеру поступает слишком много (или наоборот недостаточно) топлива, или впрыск вовсе не срабатывает.
Эту проблему бывает легко вычислить: при ней на приборной панели загорается лампочка Check Engine
Что делать
Перекалибровать датчик.
6. Забитый катализатор
Катализатор — узел, снижающий токсичность выхлопных газов. Со временем на сотах катализатора оседают посторонние частицы, образуются нерастворимые соединения. При засоренном катализаторе машина с трудом набирает скорость, двигатель захлебывается при разгоне.
Другие признаки забитого катализатора — повышенный расход масла и топлива, и самое очевидное: черный дым из выхлопной трубы.
Что делать
Как можно скорее заняться ремонтом или заменой. Неисправный катализатор при длительной эксплуатации может вызвать перегрев двигателя.
Методы диагностики проблем с двигателем
Чек-лист методов первичной диагностики в ситуации, когда машина глохнет при нажатии на газ.
- Посмотрите на приборную панель: не горит ли лампочка Check Engine;
- Отметьте, когда двигатель начинает захлебываться: при старте на холодный двигатель или при разгоне, во влажную или сухую погоду;
- Попросите помощника посмотреть, есть ли при движении черный дым из выхлопной трубы; возможно, из нее доносятся треск и хлопки;
- Загляните в систему зажигания: есть ли конденсат на крышке, влага на свече;
- Проверьте состояние фильтров и бензонасоса;
- Попробуйте включить зажигание при открытом капоте в темном помещении: есть ли искры в районе проводов?
Профилактика поломок двигателя автомобиля
Самый простой способ продлить жизнь двигателя, доступный каждому автовладельцу, это регулярный уход и профилактика:
- Используйте только качественное топливо. Недобросовестные заправщики для объема добавляют в бензин смеси с посторонними частицами, пагубно влияющими на работу мотора;
- Водите аккуратно, по возможности избегая резких разгонов и торможений;
- Регулярно меняйте топливные и воздушные фильтры, следите за состоянием бензонасоса;
- Не игнорируйте лампочку Check Engine на приборной панели. Если она загорелась, скорее всего, это неспроста;
- Контролируйте уровень масла в двигателе, регулярно проводите замену;
- Проверяйте уровень антифриза и заменяйте его не реже, чем предписано в регламенте;
- При любом подозрении на поломку незамедлительно обращайтесь на СТО.
Комментарий эксперта
Ситуации, когда двигатель глохнет при нажатии на педаль газа, случаются не так уж редко. К счастью, в большинстве случаев эта проблема решается относительно просто и малой кровью. Наиболее серьезная ситуация — выход из строя катализатора. Если это произошло, сразу же обращайтесь в автомастерскую для ремонта или замены. Кустарные способы очистки катализатора, во-первых, небезопасны (в них часто используются едкие, токсичные вещества), а во-вторых, способны окончательно разрушить этот сложный и дорогостоящий узел.
Памятка автовладельцу: что делать, если машина глохнет при нажатии на педаль газа
Подводим итоги. Что важно знать и делать, если двигатель глохнет при нажатии на газ:
- Проведите первичную диагностику: при каких условиях мотор начинает захлебываться, есть ли другие признаки неисправностей;
- Чтобы избежать проблем с двигателем, используйте только качественное топливо;
- Не забывайте о регулярном обслуживании автомобиля, замене фильтров и технологических жидкостей;
- Если первичная диагностика и исправление наиболее очевидных причин не дало результатов, обращайтесь к специалистам-автомеханикам; не нужно затягивать с поиском решения.