Весна — время не только субботников и наведения порядка на «летних квартирах», но и большой мойки машин, когда опытные, вернее, наученные горьким опытом, автовладельцы старательно убирают последствия долгой и снежной русской зимы. Подойти к этому вопросу стоит действительно с большей, нежели обычно, ответственность, потому что срок службы транспортного средства от таких вложений кратно возрастает. А пренебрежение этим вопросом, следовательно, приводит к существенным и совсем не обязательным тратам.
Первый заход
Вполне естественно, что начинать глобальную процедуру следует с самого простого — с обычной мойки. Окатить машину сверху, намылить и тщательно смыть накопленные за долгие месяцы совершенно «не целебные грязи». Заблестела, но чистой она выглядит только на первый взгляд: детальный осмотр покажет пятна и накипь, которые простой мойкой, даже с применением сильнодействующих химических составов, не победить. Потребуются более действенные средства и куда больше времени.
За зиму на кузове машины накапливается такое количество различных отложений, что без применения различных полиролей и «абразивной глины» не обойтись. Да, вы не ослышались: многие полироли, особенно, если речь идет о ручном нанесении — это глубокая проникающая мойка, позволяющая не столько сгладить царапины и нивелировать повреждения, сколько вычистить грязь. Особенно, если речь идет о стеклах: на них образуется налет, который мешает работе дворников.
Резина и диски
После первого захода имеет смысл переобуть машину, но не убирать зимний комплект колес в дальний угол гаража. Чтобы он прослужил дольше, нужно уделить внимание и резине, и дискам. Первую нужно хорошенько отмыть от солей и высушить. Бытует мнение, что натирание покрышек различными силиконами, составами и полиролями продляет их срок службы и предотвращает растрескивание, но реального подтверждения этому «вескому доводу» нет. Поэтому ограничимся простой, но вдумчивой мойкой.
С дисками дела обстоят следующим образом: хранение грязного «литья» приводит к скорой порче внешнего вида, растрескиванию лакокрасочного покрытия, появлению следов коррозии и другим весьма нелицеприятным эффектам. Придется красить, что недешево, но безальтернативно — колеса создают 80% общего впечатления от автомобиля, как говорил еще Генри Форд. Чтобы предельно отсрочить поездку к мастеру, диски нужно хорошенько отмыть: сделать это без специальных ершиков, которые являются по совместительству насадкой на шуруповерт или дрель, крайне затруднительно. Стоят они сущие копейки, так что один раз приобрести стоит. В хозяйстве пригодятся.
Отмыв и просушив колеса, их стоит отправить «на каникулы» в темное помещение — ультрафиолет убивает резину куда быстрее асфальта. То же самое касается и температуры: погреб или подземный паркинг подходит для этой цели куда лучше, чем балкон или сарай. В собранном виде колеса следует либо складировать стопкой, либо подвешивать на стену. Шины же должны стоять на полке вертикально.
Стоки, пороги и рама
Сколько лет твердили, а повторить — никогда не поздно: каждую весну нужно тщательно «пробить» все стоки, в которые за зиму набилось столько грязи, что вода уже не стекает. Именно стоки, а также пороги и прочие ниши являются «миной замедленного действия», которая однажды превратит в ржавое корыто весь автомобиль. Так что теплым майским днем достать мойку высокого давления или воспользоваться сервисом самообслуживания, и, не экономя воды, промыть все доступные и труднодоступные места. Вылетающие ошметки глины, горы земли и водопад под машиной подскажут, что вектор правильный. Но самостоятельно можно прочистить только стоки: днище, как ни старайся, самому не отмыть.
Лучший и самый действенный способ это сделать — обратиться к специалистам, которые поднимут машину на подъемнике, промоют с сильнодействующей химией все днище. Особенно — если речь о рамном внедорожнике: несущая конструкция быстро приходит в негодность в «ржавом поясе», а ее «конструктивная гибель» автоматически означает грандиозные финансовые и юридические последствия для автовладельца. Заменить раму, оформив необходимые изменения — крайне сложно. Поэтому гораздо мудрее ежегодно тратиться на мойку днища, не забывая периодически и об антикоррозийной обработке. Современные составы дело свое делают.
Подвеска, арки, защита картера, трансмиссии и бензобака
Отдельного абзаца достойны многочисленные защитки, которые так популярны в России: стальная защита картера, например, сама по себе очень спорная история, которая множеству автомобилей совершенно не нужна — не выезжают собственники на бездорожье. Однако, лист металла регулярно приводит к перегреву двигателя, особенно, если не снимать его дважды в год и не выбивать залежи грязи.
То же самое касается и бака, и трансмиссии, и арок. Под пластиковые или металлические листы попадает грязь, скапливается и приводит к массовому гниению всех прилегающих элементов. Коррозирует поддон картера, топливный бак и, конечно, арки. Ведь никто не догадался их предварительно обработать и толсто намекнуть хозяину: наличие защиты автоматически приводит к дополнительным и обязательным работам по содержанию транспортного средства.
Цена такой защиты — скорая замена элементов: бак обойдется в 10 000 — 15 000 рублей, поддон картера — 3000 — 4000 рублей, но его замена накладна, особенно с учетом канистры масла, которую точно придется докупить. Переварить арку или порог — бесценно по нынешним тарифам. Гораздо дешевле ежегодно снимать все защиты, локеры и прочие навесные элементы, промывать и прочищать, а в некоторых местах и заливать антикором. К тому же сделать это можно и самостоятельно — было бы желание.
Стоит ли мыть подкапотное пространство?
За зиму в моторном отсеке скапливается неимоверное количество грязи, так что прибраться там, безусловно, стоит. Во-первых, от наростов грязи мотор начинает быстрее греться, что силовому агрегату на пользу не идет, а во-вторых, аккуратность и порядок еще никому не вредили — строго наоборот. Однако делать это нужно с умом, аккуратно и уж точно без применения мойки высокого давления. Причина отказа от «быстрой схемы» — возраст автомобиля, который такого подхода не подразумевает. За годы эксплуатации провода, контакты и электрические разъемы уже получили повреждения, окислились и подломились — добивать их струей воды не стоит. Да и «пакетик на генератор» — странное решение с учетом стоимости переборки узла в 7 000 — 10 000 рублей. Это так не работает.
Подкапотное пространство нужно мыть специальными составами, кисточками размывая особо стойкие загрязнения, после тщательно протирать ветошью, а потом — продувать или сушить на солнце. Лечим, но не калечим. Вежливость в обращении, усиленная спецсредствами, гарантирует результат без последствий, но все опять же зависит от мастера. А кто будет работать бережнее и аккуратнее, чем владелец?
Салон
Последний пункт — салон. Там тоже накопилось немало «артефактов» после зимы: грязь, слякоть, пыль и все-все-все. Но влажная уборка возможна только в том случае, когда есть возможность оставить автомобиль сохнуть с открытыми дверями на продолжительное время. Торнадоры, моющий пылесос, химия из баллончика, мокрая тряпка — это потенциальные разводы, а потом и плесень. Чтобы не наломать дров, независимо от «глубины проникновения», уборку салона следует начинать утром, а закрывать двери — только под вечер. Тогда и только тогда эффект будет достигнут без последствий.
Отдельно хотелось бы сказать пару слов про потолок: отмыть его без снятия практически невозможно, а разводы только ухудшат общую атмосферу в салоне. Поэтому есть только два пути: либо долгий и сложный, со снятием, мойкой и последующей суточной сушкой, либо — мягкая чистая тряпка, призванная исключительно стереть пыль. Третьего — не дано.
Список операций кажется длинным и сложным, но это единственная возможность продлить срок эксплуатации автомобиля, избежав сложных и дорогостоящих вмешательств. Кузов — самый дорогой элемент, его восстановление занимает много времени и не всегда, увы, заканчивается успехом. Посему куда актуальнее поддерживать его, инвестировать в содержание, экономя после на ремонте. А это в первую, да и во вторую очередь — тщательная и регулярная мойка, обработка и бережное обращение. Особенно — весной.