Атлас китайского рынка: ведущие бренды и структура продаж

Как устроен крупнейший автомобильный рынок на планете?
Сергей Хлопунов

В последние годы российский рынок легковых автомобилей совсем растерял былое разнообразие граней и оттенков от ассортимента зарубежных игроков с официальными каналами поставок и продажами, специально созданными под них дистрибьюторами, дилерскими сетями, центральными складами с готовой продукцией и запчастями, гарантийными обязательствами и скидками. Сегодня «официальный» рынок может положиться лишь на переживающий непростые времена отечественный автопром и на… Китай.

Завод BYD в Китае
Источник: legion-media.ru

Казалось бы, автомобильная промышленность одного-единственного дружественного государства едва ли сможет заменить весь прежний импорт. Однако нам с вами в каком-то смысле повезло — именно сейчас китайский автопром как никогда силен (как минимум с точки зрения объемов производства, если не брать в расчет средний возраст местного автопроизводителя со дня основания), и вот уже российский рынок вновь ломится от разнообразия брендов (как минимум на бумаге, если не брать в расчет их принадлежность к материнским концернам).

По итогам прошлого года на китайские автомобили в России пришлось более 60% продаж. Правда, список «официальных» китайских марок в России все равно ничтожно мал в сравнении с перечнем компаний, которые работают в Поднебесной, — как местных, так и зарубежных. Такая ожесточенная борьба за покупателей, разумеется, связана с абсурдно огромными объемами сбыта. Но какие машины популярны на самом главном автомобильном рынке в мире и как он устроен? Давайте разбираться.

Самые популярные автомобильные марки в Китае

Конец прошлого года в Китае запомнился неожиданными результатами: по итогам четвертого квартала лидером продаж на местном рынке стала компания BYD. Казалось бы, всего лишь один квартал из четырех — однако этот отрыв на финишной прямой оказался настолько существенным, что BYD занял первое место по итогам всего года!

BYD Yangwang U8
Источник: autohome.com.cn

Да, на данный момент BYD занимает 11% локального рынка: всего за два года он вырвался с пятого места на первое, обойдя Volkswagen (10,1%), который удерживал неоспоримое лидерство в Китае на протяжении десятилетий. На автомобили марки Toyota, которая вот уже много лет стабильно входит в тройку ведущих брендов в Китае, в прошлом году приходилось 7,8% продаж на местном рынке.

На четвертом месте оказалась Honda (5,6%), которая еще пять лет назад удерживала «серебро», уступая лишь немецкой компании Volkswagen. Пятое место досталось китайскому бренду Changan, который в последнее время набирает обороты и в России, — на домашнем рынке его доля достигает 4,6%. Неплохо для компании, которая 15 лет назад занимала лишь 0,6% от общего объема продаж в Китае!

Changan Uni-T
Источник: Авто Mail

Но рывок компании BYD впечатляет куда больше: в 2020 году ее доля на китайском рынке составляла относительно скромные 1,8%, а в 2023-м она увеличилась аж до 11%. Целых 2,4 млн машин продано -только в Китае — а ведь BYD поставляет свою продукцию в том числе и на экспорт (совокупный объем сбыта по всему миру в прошлом году превысил трехмиллионную отметку). В чем же секрет?

Во-первых, в следовании трендам: если в конце 2000-х компания BYD (в те годы пробовавшая свои силы на российском рынке) еще занималась выпуском дешевых, небезопасных и в целом не вызывавших доверия вариаций популярных зарубежных машин, то на протяжении последних лет в производственной гамме оставались лишь современные гибриды и электромобили собственной разработки. Во-вторых, в организации совместных предприятий с иностранными производителями: в числе партнеров значатся Mercedes-Benz, Toyota, Hino и другие именитые фирмы. В-третьих, в увеличении объемов производства: число заводов, которые были открыты за последние два года и будут вот-вот открыты в течение ближайших лет, приближается к десяти.

BYD Atto 3
Источник: BYD

И не исключено, что вместе с ростом абсолютных значений будет увеличиваться и отрыв от конкурентов: если BYD закончил 2023-й на стремительном подъеме, то доля бренда Volkswagen, который в Китае еще держался на первой строчке пару лет назад, падает уже пятый год подряд. То же самое, кстати, у компаний Toyota и Honda, которые понемногу теряют покупателей в Поднебесной, уступая рынок домашним производителям.

С чем связан рост популярности китайских машин на домашнем рынке?

Причины две: тесное технологическое сотрудничество иностранных компаний с местными фирмами (представители альянса Stellantis и пресловутого концерна Volkswagen, например, уже обращаются к китайским коллегам за помощью с разработкой и модернизацией их линеек электромобилей) и ценовая война.

Завод BYD в Китае
Источник: legion-media.ru

Даже BYD, несмотря на рекордные продажи, не получает прибыль в том объеме, который предвещали аналитики автоиндустрии. Дело в том, что рост продаж в Китае, по большей части, обеспечивает гораздо более обширная гамма относительно бюджетных моделей BYD. Разумеется, в этом сегменте идет наиболее ожесточенная борьба за покупателей — компании приходится идти на демпинг, предлагая серьезные скидки в погоне за продажами. Неизвестно, как долго в руководстве бренда готовы поддерживать такую стратегию, но прежний лидер уже остался позади — и теперь перед BYD стоит новая задача.

Впрочем, удержать «золото» в условиях падения спроса на иномарки все-таки не так трудно: с 2008 года ни одна крупная компания из текущей пятерки лидеров не демонстрировала такой рост, как BYD на протяжении последних трех лет. В прошлый раз, кстати, подобную динамику показывала та самая компания BYD — а ведь в 2008 году она только отмечала пятилетие с начала выпуска легковых автомобилей!

Завод BYD в Китае
Источник: legion-media.ru

К слову, есть все основания полагать, что официальное возвращение BYD на российский рынок после этой удивительной трансформации останется лишь вопросом времени — экспортные амбиции у китайцев очень серьезные. Правда, полное отсутствие традиционных бензиновых машин без гибридных надстроек в производственной палитре бренда рискует сократить круг потенциальных покупателей в России.