Работавший с 2012 года в калужском индустриальном парке «Росва» автомобильный завод ПСМА Рус остановил производство весной 2022 года из-за проблем с поставками комплектующих и материалов, вызванных экономическими санкциями.
Новым витком в истории российского сборочного предприятия, на 70% принадлежащего концерну Stellantis и на 30% — компании Mitsubishi, стало возобновление выпуска автомобилей Citroen силами совсем молодой столичной компании «Автомобильные технологии».
Для этого она арендовала площади автозавода, где к концу 2023 года из 48 китайских машинокомплектов собрала в тестовом режиме новые кроссоверы Citroen C5 Aircross, а с 26 марта 2024 года запустила сборку товарных машин из 100 закупленных в КНР машинокомплектов.
Авто Mail посетил завод в Калуге и выяснил, как там теперь собирают французские кроссоверы. Представители «Автомобильных технологий» называют организованное производство бесшовным. Его отладка заняла несколько месяцев и прошла в процессе тестовой сборки авто. Эти же машины затем приняли участие в испытаниях потребительских характеристик.
Производство обновленных паркетников Citroen C5 Aircross в Калужской области организовано методом SKD 4. Это самая технологически сложная из четырех существующих подкатегорий крупноузловой сборки.
При выпуске автомобилей методом SKD 4 на предприятие поставляют «голые» окрашенные кузова новых машин, а также все необходимые для окончательной сборки узлы и детали. Со стороны этот процесс выглядит, как сборка машин на производстве полного цикла.
После распаковки доставленные в Россию кузова новых авто, которые в Китае были сварены, прошли полную катафорезную обработку содержащим цинк специальным грунтом и затем окрашены, а также предварительно проверены на заводе в Калуге на предмет целостности и отсутствия дефектов, помещают на балансели конвейера (держатели).
Сейчас в Россию поставляют машинокомплекты с кузовами, выкрашенными в четыре цвета — белый перламутр, синий, красный и серый металлики. Поначалу их размещают на ленте с пропуском в несколько баланселей, на которых кузова передвигаются с небольшой скоростью между 78 постами сборки и 20 постами подсборки.
В таком варианте с конвейера сходит по 2 готовых автомобиля в час. Если кузова размещать во всех баланселях, а линию ускорить, то на выходе можно получать ежечасно до 6−8 новых C5 Aircross. Это позволяет предприятию быстро реагировать на изменение спроса на модель, чтобы оперативно корректировать объемы производства.
По словам директора по стратегическому развитию ООО «Автомобильные технологии» Павла Безрученко, уже ведутся работы по организации окраски кузовов кроссоверов прямо на заводе в Калуге. Когда процедуру включат в производственный цикл, основы будущих машин станут приходить на предприятие уже после катафорезной обработки.
За время прохождения по сборочному конвейеру между постами сборки и подсборки голый кузов обрастает деталями, узлами, изоляцией жгутами проводки, элементами интерьера и экстерьера вроде кресел и передней панели. На определенном этапе в него вклеиваются все стекла.
Средний по меркам автомобильных производств уровень автоматизации такой линии сборочного цеха позволяет довольно быстро перестраиваться под изменения, связанные с выпуском новых моделей.
На кузова собираемых в Калуге «Ситроенов» нанесен российский VIN-номер, первые три символа которого — EC2 — это международный идентификационный номер компании «Автомобильные технологии».
Из локализованных узлов и деталей при сборке машин используются модули «ЭРА-ГЛОНАСС» и технические жидкости (масла, клей, герметики, бензин Аи-95). Также в этом году на машины должны начать устанавливать произведенные в нашей стране аккумуляторы и шины.
На первом этапе новые Citroen С5 Aircross комплектуются свежими покрышками Michelin E Primacy типоразмера 225/50 R18, выпущенными осенью 2023 года. Сейчас в автомобили на конвейере заливается масло от компании «Лукойл», также производящей для «Пежо Ситроен Рус» смазку под брендом Eurorepar по составу и требованиям французского бренда.
Пока объемы производства «Ситроенов» в Калуге не очень велики, проверку и контроль проходят все собранные на ПСМА Рус кроссоверы. Она производится на разных постах и занимает примерно 1,5 часа. В перечень входят статическая и динамическая проверка.
У автомобилей проверяют герметичность кузова и работу электроники. Также в комплекс проверок входит расширенный этап на 2,5 часа с выездом нового автомобиля на испытательный трек, находящийся здесь же на территории автозавода.
На выпущенные в России паркетники Citroen C5 Aircross распространяется гарантия 3 года или 100 000 км пробега. Для сравнения, на ввезенные по параллельному импорту такие же кроссоверы гарантия составляет 2 года или 100 000 км. Межсервисный интервал новинки составляет 10 000 км.