Как производят масло на заводе «Лукойл» в Перми: наш репортаж

Правда ли, что российский рынок не останется без качественных масел? Авто Mail.ru посетил завод по производству масел «Лукойл» и убедился в том, что для отечественного производителя нет неудобных вопросов.

Отрасль смазочных материалов и по сей день остается сравнительно закрытой: производители масел неохотно раскрывают данные по объемам производства и доле рынка, не говоря уже о секретах производства, каналах сбыта и логистике поступающих компонентов. Это вам не легковой автомобильный рынок! И тем удивительнее, что дочерняя фирма ПАО «Лукойл» — ООО «ЛЛК-Интернешнл» — пригласила журналистов посмотреть на то, как устроена внутренняя кухня на их заводе. Все серьезно, но почему «Лукойл» решил вдруг приоткрыть двери?

Ответ предельно прост, хотя поначалу и не вполне понятен: время сейчас такое. За последние полтора года в продаже появились поддельные масла, да еще и в немалых объемах. Разумеется, дефицитных иностранных брендов — ведь владельцам иномарок, которые, казалось, еще вчера заливали качественное импортное масло из красивых канистр, трудно отказаться от старых привычек, сформированных многолетним недоверием к отечественным производителям. Но в последнее время владельцы тех самых иномарок все чаще сталкиваются с контрафактом.

Кому верить и что покупать в условиях дефицита

На полках автомагазинов по-прежнему можно найти иностранные масла, однако многие из них, несмотря на по-прежнему завышенные цены, уже не имеют никакого отношения к именитым зарубежным компаниям. Стоит ли так рисковать, чтобы до последнего не переходить на отечественную смазку для двигателя? Пожалуй, нет — особенно если российское масло сегодня ничем не уступает импортным аналогам. Об этом же твердят и в «ЛЛК-Интернешнл».

Слова подтверждаются делом — масла «Лукойл» и впрямь соответствуют международным стандартам, по которым смазочные материалы разрабатывают и за границей. Но громче всего о качестве говорят отзывы владельцев тех самых иномарок, которые перешли на отечественное уже много лет назад. И не испытывают никаких трудностей с капризными и сложными европейскими турбомоторами.

В текущей ситуации, когда потребители прекращают рискованную охоту на масла из уходящей эпохи из-за опасений в их неоригинальности, открытое общение и готовность показать свое производство отечественного производителя подкупает.

ТПП Пермь Лукойл
ТПП Пермь Лукойл

По пятам автомобильного рынка: как удовлетворить спрос

Представить новые продукты в компании еще не успели — после дебюта линейки масел CN для китайских двигателей производственную гамму на заводе в Перми не обновляли. Разумеется, та линейка была разработана как раз в свете трансформации российского рынка легковых автомобилей: несмотря на то, что в «активном» автопарке на модели китайских марок сейчас приходится лишь около трех процентов (эти данные приводит «Автостат»), их доля со временем будет только расти.

Но линейка CN была создана, что называется, на перспективу. То бишь под рост доли их рынка: сейчас масла «Лукойл» китайские производители используют для двигателей машин не только на этапе первой заливки, а еще и в рамках соглашений по гарантийному обслуживанию. Так что сервисы официальных дилеров тоже ими пользуются — равно как и водители, которые хотят избежать дорогостоящего ремонта.

Создатели подчеркивают, что стараются искать баланс между защитой двигателя и экономичностью. Не страдает ли качество? Что ж, испытания российские масла проходят более чем серьезные. По их итогам специалисты компании «Лукойл» не просто сливают масло и изучают его — далее следует разборка двигателей и проверка состояния ключевых узлов, в том числе на предмет наличия посторонних отложений.

Цех смешения масел Пермь Лукойл
Цех смешения масел Пермь Лукойл

Как работает завод по производству масел

Несмотря на то, что в семейство «Лукойла» Пермский нефтеперерабатывающий завод включили еще в 1993 году, само предприятие было запущено еще в далеком 1958-м — и история у него весьма богатая.

Раньше тут выпускали очистительные и тормозные жидкости, полироли, растворители, но незадолго до прихода «Лукойла» завод начал переключаться на масла. К слову, первая автоматическая линия была запущена в эксплуатацию в 1990 году — за три года до начала новой главы в истории завода, вместе с наступлением которой производственный комплекс начал разрастаться. И уже в 1998-м завод занял первое место в стране по выпуску фасованных масел.

В 2008 году начала работу новая линия по производству фасованных масел — это, между прочим, комплекс мощностью 110 тысяч тонн в год! С тех пор завод выпускал масла в канистрах и бочках, в том числе под брендами мировых автопроизводителей. И ключевой компонент, конечно, локальный: на многокилометровую территорию завода поступает нефть, добываемая на месторождениях Западной Сибири и, собственно, Пермского края.

На самом заводе царит автоматизация. В цехе смешения, например, управление осуществляется дистанционно: в гигантские баки ингредиенты поступают по трубам, а за процессом следят специальные датчики. Их задача — проверять процесс смешения базового масла и присадок (в готовом составе на них может приходиться до 25%). Присадки, кстати, приходят с собственного предприятия компании в Новополоцке.

Отсутствие людей в цехе маслосмешения производит странное впечатление — такой шум стоит, а драки, что называется, нет. Ни одного человека за все время нашего пребывания! Только оператор одиноко сидит в отдельном помещении на втором этаже, наблюдая за циклом смешения на мониторах — проходить туда нужно по отдельной лестнице. И, кстати, здесь чуть больше ощущается наличие в маслах ароматических углеводородов. Получается, автоматизация производства не только снижает вероятность ошибки, но и улучшает качество жизни сотрудников завода?

Фасовка: запасаемся попкорном

Больше всего удивил цех фасовки, куда готовое масло поступает по трубам и оказывается в канистрах. Здесь можно своими глазами увидеть, как канистры объемами 1, 4 и 5 литров выдувают из полимера специальные машины. Да-да, вместе с маслом на заводе выпускают и канистры!

Процесс завораживает — бесформенной массе, поначалу напоминающей цветной пластилин, придают форму, затем в нее впаивают этикетку (на нее наносят дату розлива и индивидуальный серийный номер, по которому можно отследить «биографию» канистры от завода до конечного потребителя), заливают внутрь масло и в конце закручивают крышечкой. Настоящая магия!

Фасовка Пермь Лукойл
Фасовка Пермь Лукойл
Фасовка Пермь Лукойл
Фасовка Пермь Лукойл
Фасовка Пермь Лукойл
7

Честное слово, такое надо увидеть хотя бы раз: если бы на заводе продавали билеты на это неожиданно умиротворяющее зрелище, то от желающих прикоснуться к чуду не было бы отбоя, а денег бы это дело приносило едва ли не меньше, чем продажа масел. Мне, кстати, прикоснуться удалось в буквальном смысле — пощупать пластиковую бутыль с этикеткой на открытом участке линии со свежеизготовленными канистрами. Однако автоматика распознала следы рук на канистре — и на очередном пункте контроля выкинула «бракованный» экземпляр, который я аккуратно вернул на линию после осмотра. Не забалуешь!

Отсюда канистры распределяют ровными рядами по коробкам, которые потом отправляются на склад, а оттуда — по торговым точкам, автомобильным заводам, сервисам и дилерским центрам.

Кирилл Кадощук