Большинство регионов с 1 января увеличат цену ТО легковой машины

На этой неделе региональные власти должны установить предельные тарифы на техосмотр, которые начнут действовать с 1 января. Как подсчитал «Ъ», большинство субъектов увеличат цену ТО легковой машины на 12%, с 913 до 1022 ₽ Дороже всего процедура будет на Чукотке (4,5 тыс. руб.), в Санкт-Петербурге (1,72 тыс. руб.) и Амурской области (1,5 тыс. руб.). Для расчета «экономически обоснованной» цены чиновникам необходимо получить данные от операторов техосмотра, но бизнес, как выяснил «Ъ», в процессе участвовал крайне неохотно. Многие операторы и вовсе «обдумывают, не бросить ли этот вид деятельности»
Рост тарифов не убеждает операторов техосмотра в нужности того, что они делают
Рост тарифов не убеждает операторов техосмотра в нужности того, что они делаютИсточник: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), региональные власти должны до 20 декабря установить тарифы на техосмотр. На вечер 15 декабря «Ъ» нашел документальные подтверждения о планах 68 субъектов федерации ввести новые цены с 1 января.

В половине регионов тариф для самой массовой категории транспортных средств М1 (легковые авто) повышается на 12% — с действующих 913 до 1022 ₽.

Самым дорогим техосмотр будет для автомобилистов Чукотки: цена повышается с 4,1 тыс. до 4,5 тыс. руб. для легковой машины (в правительстве региона на запрос «Ъ» не ответили). В Санкт-Петербурге процедура подорожает с 1,54 тыс. до 1,72 тыс. руб., в Амурской области — с 1,4 тыс. до 1,57 тыс. руб., в Ненецком автономном округе — с 1,37 тыс. до 1,5 тыс. руб., на Камчатке — с 1,33 тыс. до 1,49 тыс. руб. Среди регионов, где техосмотр наиболее дешев, — Ивановская (рост тарифа с 586 до 913 ₽), Волгоградская (с 576 до 913 ₽) и Кемеровская (с 913 до 947 ₽) области.

Ежегодное увеличение тарифов на ТО предусмотрено приказом ФАС и соответствующей методикой 2022 года. Регионы обязаны запрашивать у операторов сведения об их расходах (фонде оплаты труда, ремонте оборудования и т. д. по списку документов) и на основе этих данных ежегодно рассчитывать «экономически обоснованный» тариф. Если данные присылают менее 50% местных компаний, чиновники индексируют тариф сами. Власти Воронежской области, выяснил «Ъ», получили сведения лишь от 12,5% региональных операторов, Ленинградской — 11%, Ивановской — 12%, Кировской области — 4%, Красноярского края — 1%. «Кворум» не сумели собрать в Курской области, Санкт-Петербурге, Тверской области. Власти Москвы, департамент цен и тарифов Тамбовской области, департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, комитет по тарифам Московской области вообще не получили предложений от бизнеса, хотя и запрашивали.

ФАС подтвердила «Ъ», что в большинстве регионов тариф увеличен «методом индексации».

Такой подход, уверены там, сохраняет для операторов «экономические стимулы для работы», позволяя возмещать расходы и получать необходимую для развития прибыль. Напомним, что с 2021 года ТО обязателен только для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы частного автопарка (физлица) должны проходить ТО в случае постановки на учет и перерегистрации авто старше четырех лет, а также при внесении изменений в конструкцию транспортных средств. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в России работает 3,57 тыс. операторов техосмотра.

Операторам нужно активнее объединяться в союзы или СРО, чтобы отстаивать свои интересы, в том числе при расчетах тарифов, считает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. Не все операторы, поясняет он, разбираются в тонкостях бухгалтерии (многие из них ИП) и готовы предоставить необходимый набор документов. «Сложно организовать несколько десятков предпринимателей, для этого нужно мощное профессиональное объединение, — подтверждает представитель ассоциации операторов техосмотра “Ермак” Александр Васильев.— Отдельные операторы сами это делать не хотят». «Отсутствие инициативы со стороны бизнеса объясняется стагнацией на рынке, основной причиной которой стал “добровольный ТО”, — говорит руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО “Марс”) Иван Кекин.— На этом фоне тарифная кампания превратилась в простое переписывание цен».

«Очень много операторов работают “всерую”, чтобы сокращать налоги, соответственно, по официальным документам расходов у оператора немного», — добавляет Александр Васильев.

Даже если бы и нашлось нужное количество операторов, единицы смогли бы грамотно обосновать расчеты, добавляет Иван Кекин: далеко не все расходы операторы могут подтвердить документально и представить для обоснования.

На пункты ТО сейчас почти никто не едет, говорит глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев, загрузка не превышает 15−20%. «Многие из представителей отрасли обдумывают, не бросить ли этот вид деятельности, — признает он.— Когда бизнес находится в таком состоянии, какие расчеты он даст? А те мошенники, которые торгуют техосмотром, ничего никому передавать не будут».

В ФАС считают, что действующая методика «содержит гибкий механизм для установления тарифов», и напоминают, что у операторов было право до 1 августа предоставить необходимые документы. В антимонопольной службе не исключают, что в 2024 году проведут «дополнительный анализ» методики «на предмет ее актуальности и корректировки».

Иван Буранов