Представленная статистика интересна в первую очередь тем, что это не рейтинг-демпинг, где самая дешевая машина — самая популярна, как зачастую происходит в России. В Китае все иначе: там лучше продается самый дорогой электромобиль из списка — Tesla Model Y.
Ультрабюджетный электрокар Wuling MINI EV при этом оказался только на шестой строчке. Казалось бы, за такую фантастически низкую стоимость модель должна расходиться как горячие пирожки, однако итоги продаж свидетельствует об обратном.
Рынок электромобилей в Поднебесной сплошь состоит из моделей китайской сборки, а единственной условной «иномаркой» является Tesla. Разнообразие «батарейных» моделей больше: в списке хитов продаж автомобили разных форм-факторов, и бизнес-седаны, и сити-кары, и компактвэны, и кроссоверы.
Какие китайские электрокары попали в Топ-10
1. Tesla Model Y (279 тыс. шт.)
Цена от 259,9 тыс. юаней (3,5 млн руб.)
2. BYD Qin Plus (277 тыс. шт.)
Цена от 99,8 тыс. юаней (1,36 млн руб.)
3. BYD Song Plus (239 тыс. шт.)
Цена от 154,8 тыс. юаней (2,1 млн руб.)
4. BYD Seagull (197 тыс. шт.)
Цена от 116,8 тыс. юаней (1,59 млн руб.)
5. BYD Yuan Plus (189 тыс. шт.)
Цена от 135,8 тыс. юаней (1,85 млн руб.)
6. Wuling MINI EV (153 тыс. шт.)
Цена от 32,8 тыс. юаней (450 тыс. руб.)
7. BYD Han (145 тыс. шт.)
Цена от 189,8 тыс. юаней (2,58 млн руб.)
8. GAC Aion Y (137 тыс. шт.)
Цена от 119,8 тыс. юаней (1,63 млн руб.)
9. BYD Song Pro (119 тыс. шт.)
Цена от 129,8 тыс. юаней (1,77 млн руб.)
10. Tesla Model 3 (111 тыс. шт.)
Цена от 231,9 тыс. юаней (3,16 млн руб.)
Особенность китайского рейтинга в том, что в нем больше половины позиций захватила продукция BYD. Эта марка уже выбилась в мировые лидеры по сбыту моделей на электротяге (гибриды + электромобили). Популярность BYD обусловлена соотношением цены и качества, разветвленностью модельного ряда и разнообразием модификаций. При этом бюджетными автомобили BYD назвать нельзя.
Другой доминирующий бренд на китайском рынке электрокаров — Tesla. Компания Илона Маска готова обновлять свои бестселлеры в Китае раньше, чем в США. За восемь месяцев 2023 года Tesla реализовала в КНР около 400 тысяч Model Y и Model 3, а только что вышедший пикап Cybertruck может стать новым драйвером продаж.
И все же у американской марки мало шансов удержать лидирующие позиции на мировом рынке электрокаров — в первую очередь из-за медленной разработки новых моделей. К концу 2023 года BYD наверняка потеснит Tesla и станет абсолютным рекордсменом по продажам автомобилей без ДВС. В дальнейшем отрыв BYD может только расти: китайский бренд только начинает экспансию в Европу и страны Азии.
Примечательно, что каждая модель из топ-10 электрических бестселлеров Китая разошлись тиражом свыше 110 тысяч экземпляров. Для сравнения в России за те же 8 месяцев 2023 года сопоставимого объема продаж — свыше 100 тысяч штук — достигла только Lada Granta. Ее результат продаж с января по август составил 126 тысяч единиц.
Таким образом в рейтинге китайских электромобилей Granta, будь она электрокаром, расположилась бы только на 9-й строчке. А в топ-10 автомобильного рынка Поднебесной за этот период российской модели не было и в помине.
В России же «Гранта» опережает другие модели из шорт-листа самых продаваемых с большим отрывом: ежегодные тиражи иномарок-бестселлеров нашего рынка не превышают 50 тысяч штук. Поэтому некоторые китайские автогиганты до сих пор не выходят на российский рынок: объемы продаж не те, чтобы рисковать попаданием под вторичные санкции США.