В ноябре этого года китайские автопроизводители начали резко снижать цены на свою продукцию. Наиболее ярко этот тренд проявился на примере модельной линейки компании Chery: так, гибридный кроссовер Tiggo 8 Pro стал дешевле сразу на 350 тыс. рублей (или на 6,7%).
В последний осенний месяц также в Chery уценили «паркетник» Tiggo 7 Pro Max: в двух комплектациях модель стала доступнее на 110 тыс. рублей. Кроссовер Tiggo 8 Pro Max в одной из версий стал дешевле на внушительные 300 тыс. рублей.
Седан Chery Arrizo 8 во всех комплектациях потерял в цене 150 тыс. рублей, а «паркетник» Tiggo 4 Pro — 80−130 тыс. рублей в зависимости от уровня исполнения.
![Kaiyi E5 в дилерском центре Kaiyi E5 в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/d75c3efe-68f3-5e13-9d81-491b15ce5205/AQAB-k3bMfaKO935swHT_38zw4-T-4JvkKavFQOANMYTU_yaqRfjzUlzhcRT7RmP37QgZEL61pzQidw8Bvlvb6-OEdc.jpg)
![Kaiyi E5 в дилерском центре Kaiyi E5 в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/e284f303-ad7b-5744-b7f9-06534f6aa70e/AQABCVDoqJIrjDmhsEruuSJy9IyI3YR8DnejCTO5Z4S_zD032EwtAP4qj6OM2GORATbclZZhq_k8dOuE9bT__Op-krU.jpg)
![Kaiyi E5 в дилерском центре Kaiyi E5 в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/9987e395-5db0-5b30-b3b3-625d9727e681/AQAB5Ayv-9S_xO0NCDEWfgD0LuZd_A6A10GwOKs9zGipAi4fZZtUomiUiKXeA1PJW7jV3Lmi6ccG0zNNigZgCHy3okw.jpg)
![Kaiyi E5 в дилерском центре Kaiyi E5 в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/9ba9248f-9202-5ace-b855-dd9227e807a0/AQABbRaaQEi5skNxjWjH40xoLLcjIYRG1f47gFlnhrCWFa-L54sfG49YtPbXXZtYaJPauRJ6WuNm6I-6X-w7QtMgQMI.jpg)
![Kaiyi E5 в дилерском центре Kaiyi E5 в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/f2b25ea2-9d98-5840-bd5a-ad71c82ae636/AQAB3Rh7wqbitb_IWt-IAvEKDwm2Y3-PBOuk8Co4S3FOYnPRYOf5CTrsHIw2ki8kQFnzc7TpYqlYtx5GoDyJr-75GIw.jpg)
Этот ход подхватили и другие китайские игроки: у самого сильного конкурента Chery — китайского бренда Haval, который производит свои машины в Тульской области, — кроссовер Jolion в этом месяце подешевел на 100 тыс. рублей.
Китайский Changan следом переписал ценники сразу у 14 из 16 представленных на рынке моделей, стоимость откатилась на 30−100 тыс. рублей, сообщал портал «Китайские автомобили». По данным сайта Quto, китайский JAC сделал самый грандиозный откат: «паркетник» JS6 подешевел на 499 тыс. рублей.
В компании Geely в ноябре за кроссоверы Atlas Pro и Tugella стали просить на 100 тыс. рублей меньше, а у бренда Omoda седан S5 в ноябре стали дешевле на 70−80 тыс. рублей.
![Дилер Дилер](https://resizer.mail.ru/p/6e22900d-11c4-5e00-8d86-a658cef4f5db/AQAByKnaMNtJNoO8B7mf6Tj-LBxQDB-YZA8IatBdAfpjHcrunU-N_-sW0TK2oP-fnslePZEtDkMQCxg1mGAQLhoQTAA.jpg)
Соперничество обостряется
В будущем году между китайскими автокомпаниями может обостриться конкуренция за рынок России, что повлечет за собой снижение цен, рассказал «Газете.Ru» гендиректор дилерского холдинга «Автодом» Андрей Ольховский.
«Доля китайских автомобилей в российском импорте авто выросла с 10% в 2021 году до 92% в 2023-м. Если тренд на увеличение импорта автомобилей из КНР сохранится, в 2024 году возможен переизбыток предложения со стороны китайских брендов и возникновение конкуренции между ними», — говорит Ольховский.
Цены на китайские автомобили 2023 года сформировались в 2022 году, когда курс юаня поднялся до 18 рублей. Сейчас курс составляет 12,4 рубля за юань, но производители не снижали цены вслед за ним, объясняет собеседник.
![Livan X3 Pro Livan X3 Pro](https://resizer.mail.ru/p/8b6ed5b9-082c-52cf-ba4b-02a68a41c343/AQABw34R5htGw4m8-uQVAYjdQhBLLBA2tySYWS7LZVYVJ-HyQfESbxu7c_pWr98_3nxlEhipq-qHhNRha_xl4RSV60s.jpg)
![PXL_20230615_122635071.jpg PXL_20230615_122635071.jpg](https://resizer.mail.ru/p/25f57398-b15d-5108-ad30-b3868686db28/AQABaaj04REm-vojcJzOHDMKkNvhbrHGrF-DDVv8MGvp4CS5owPui-YZvxzMcaG4fplP6h62ot64yemUAPGc2K3t4sw.jpg)
![Livan X3 Pro в дилерском центре Livan X3 Pro в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/e94ab0b9-199d-5e03-a262-ec1e3dbe25a4/AQABJ_Lvh7AnevdHtPYC0TwAtIXkY3ibpModsSJxtHZDhlRzbFxe3QlBzZk_OC5KgtQHTUbPTwTxwStToVeWkWQj3zs.jpg)
![PXL_20230615_122855888.MP.jpg PXL_20230615_122855888.MP.jpg](https://resizer.mail.ru/p/14c5a934-0e01-55b6-b8b3-7db55951ae11/AQAB0qcd2Uhyw9sTVKdQ3zYqqogWflKBPBId9ock7B5uPkR-eC0ikbMKFjBtibSDceCl_3tP7zbAAn71Kjz5XsMUCjg.jpg)
![PXL_20230615_122925160.MP.jpg PXL_20230615_122925160.MP.jpg](https://resizer.mail.ru/p/5e4b2380-168f-5eaa-8f7c-1aa5020a41da/AQABEKLlVWMj0qH_7L_aKipohuxep5fsUItABGhZ-ZeKVPArlIl_-V-tIv9CYl9kXHR6ExMMVlu1l97-kwgvy1pd2IM.jpg)
В дилерском холдинге «АвтоСпецЦентр» полагают, что несмотря на ноябрьский тренд, не стоит ожидать, что в ближайшей перспективе он продолжится.
«С начала 2023 года стоимость автомобилей на российском рынке выросла на 18%. Осенью цены поднялись до максимального уровня, что привело к незначительному сокращению спроса. Сейчас некоторые китайские бренды снизили цены на фоне укрепления курса рубля, но пока это краткосрочная тенденция», — прогнозируют в компании.
Схожего мнения придерживаются представители группы компаний «Авилон», стоимость продукции у официальных китайских дистрибьюторов меняется более сдержанно по сравнению с дилерским параллельным импортом, отмечает директор розничных продаж дилерского холдинга Илья Петров.
Китайские автопроизводители уклоняются от обсуждений этой темы, на запросы «Газеты.Ru» ответили только в компании «Хавейл Мотор Рус», отметив, что заранее прогнозируют развитие рынка с учетом многих факторов, включая конкурентную среду.
![Oting Paladin Oting Paladin](https://resizer.mail.ru/p/1b89e499-834b-5706-b7af-c62728f71cd3/AQABkiuzsCZgyDGcbH8eGEAzhMroEda5SBW56CAdtW2Xi64BaxCXxgORYj1Wmx-ivacdYnxFydMswl9XvM5Ji-t2pRU.jpg)
Китайцев все больше
Опрошенные «Газетой.Ru» автоэксперты разделились во мнении относительно причин, по которым китайские машины начали дешеветь. Одна из них — конкуренция в сегменте от 2−2,5 млн рублей, указывает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Дешевле 1 млн рублей в продаже есть только Lada, а до 1,5 млн рублей — простейшие китайские машины, однако сейчас на рынке уже официально представлено около 200 китайских моделей.
"Все китайские компании закладывали в стоимость автомобиля в РФ серьезные риски,
потому что страна и многие компании под санкциями, курс рубля был очень нестабилен. У дистрибьюторов и дилеров была серьезная маржа, а ситуация с конкуренцией на рынке и более-менее стабильным рублем позволяет сделать какие-то скидки, чтобы продать хотя бы те машины, которые завезли в предыдущем месяце. Плюс у крупных компаний, которые навезли машин по параллельному импорту, серьезный застой, рынок встал", — объясняет он.
![BAIC BJ40 Plus в дилерском центре BAIC BJ40 Plus в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/1092db73-de3b-5ca7-98ff-116ac1e8c8eb/AQABPZ9W1Wg1ljgLxi-x174LmFQEH4pDD4nePQAZ9J2rqpRwlb5WL_y-htfswweDftAOtffxsns0i4cCG_SNWzB468w.jpg)
![BAIC BJ40 Plus в дилерском центре BAIC BJ40 Plus в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/dcacd2b0-8e5d-54e0-8809-c259a63c8647/AQABsbCxoTPdUY-jZu88sbZYy0qefmFzmO-nqb1u03jVvoLjkP1JnbFJ1sZyCbH1tIrYCJyA0TGVQYFnOV5Iw6efEnY.jpg)
![BAIC BJ40 Plus в дилерском центре BAIC BJ40 Plus в дилерском центре](https://resizer.mail.ru/p/f62c57d3-bdcd-50e7-a345-39faf94d21e0/AQABs9fv2wqoA2XwQ2Y8hNgOHGMgjBqS_CGrkm16omUJg0gGuSq1MQvom57EM4jU1YYgyEeLn70BZY1KH3x6kOpPRPY.jpg)
Практически все китайские компании предлагают скидки и собственные кредитные программы. Дисконты могут доходить до 1 млн рублей при стоимости машины в 5−6 млн рублей, указывает автоэксперт.
«Участники авторынка говорят, что покупать машины лучше сейчас и до середины декабря, особенно потому, что ожидается повышение ключевой ставки и подорожание кредитов. А так скидки будут сохраняться примерно до конца января. И традиционно в начале года происходит рост цен», — добавил он.
Снижение цен на китайские автомобили связано с тем, что в этом году они были максимально завышены, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. При оптимистичном сценарии в начале 2024 года новые машины будут стоить столько же, сколько сейчас, прогнозирует он.
«Автомобили подешевели относительно чего? Относительно того, что четыре месяца назад цены были задраны, перегреты, они уперлись в потолок. Например, стоила машина 3,3 млн рублей, потом ее цену подняли на 200 тыс. рублей, а сейчас снова снизили на ту же сумму. Всем нужен оборотный капитал, поэтому лучше продать автомобиль с прибылью в 100 тыс. рублей, чем ждать, когда продашь с прибылью в 200 тыс. рублей», — говорит Кадаков.
![В России запустили сборку нового «Москвича» В России запустили сборку нового «Москвича»](https://resizer.mail.ru/p/bfa7acce-d8ea-5dfa-aa13-749c966f8e36/AQABfNJDcdPZIIBi8tqDUDzVLI-y7Vac84iQQgPznrUQrlu2tANfqWjwkxl3oHVQY93uzxyxVonKPatGPGR9l3bixEI.jpg)
Повременить с покупкой
По мнению независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, компании снижают цены на отдельные модели, потому что продают неликвидные стоки. Если срочности в покупке машины нет, можно повременить до января-февраля, когда рынок традиционно падает, а дилеры могут согласиться на выгодное предложение.
Китайские автокомпании вынуждены подстраиваться под снижающийся спрос — денег у населения меньше, поэтому прибыль падает, уверен вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин.
«Сейчас эти компании насыщают верхние ценовые ниши, затем начнут уходить в тыловые, где им придется конкурировать с “АвтоВАЗом”. В начале 2024 года рынок просядет еще сильнее, потому что кредитные деньги недоступны населению, и здесь есть курсовые риски», — заключил он.
Денис Буденков