Почему «Ниву» назвали «Нивой»: где правда, а где вымысел

История происхождения имени легендарного советского внедорожника за годы обросла легендами

Проект полноприводного автомобиля на заводе ВАЗ зародился летом 1970 года, практически сразу после запуска серийного производства первой легковой модели с индексом 2101. Тогда совместно с итальянцами из компании Fiat, которые помогали со стройкой предприятия и разработкой первых серийных моделей, шла работа над проектом седана ВАЗ-2103, однако дальнейшее развитие линейки в Тольятти должны были осилить уже самостоятельно, без помощи иностранных коллег.

ВАЗ-2101

Да-да, в контракте с фирмой Fiat речи о полноприводной модели не шло — на создание такой машины вазовцев подтолкнул Алексей Николаевич Косыгин, который лично приезжал на завод, чтобы оценить работы над перспективными проектами и планы на будущее. Он намекнул на необходимость создания машины для сельской местности на базе «Жигулей», и работа сразу закипела.

Экспериментальные образцы первой серии (Э2121) с неуклюжими открытыми кузовами, которые выполняли сугубо технические задачи агрегатоносителей, прозвали «Крокодилами» — такая кличка была выбрана в пару к другому проекту, переднеприводной микролитражке Э1101 по прозвищу «Чебурашка».

Но опытные внедорожники второй серии (2Э2121) обрели закрытые кузова и приближенную к будущей серийной модели внешность: в 1973 году было построено четыре машины для последующей серии испытаний, причем самый первый образец был передан в Кремль (поговаривают, на нем выбирался на охоту сам Брежнев), и на боковиках его кузова уже были шильдики с названием модели — «Нива».

ВАЗ-2Э2121 "Нива" (1973)

Конечно, такое имя с намеком на сельские просторы было выбрано намеренно, ведь именно они и должны были стать основной областью обитания будущего внедорожника с несущим кузовом, первого в своем роде для советской автомобильной промышленности.

Не зря дорожные тесты проходили в экстремальных условиях, в том числе на 38-градусной жаре на юге Узбекистана и в горах Памира, по пути к которым машины преодолевали тысячи километров по грунту и песку! Но почему же все-таки именно «Нива»?

ВАЗ-3Э2121 "Нива" (1974)

Создатель «Нивы» Петр Михайлович Прусов говорил, что название внедорожника представляет собой аббревиатуру, собранную из первых букв имен детей конструкторов машины: в честь Натальи и Ирины, дочерей самого Прусова, а также Вадима и Андрея, сыновей главного конструктора завода Владимира Сергеевича Соловьева.

Однако позже дизайнер «Нивы» Валерий Павлович Семушкин напомнил о том, что сыновей Соловьева звали Сергей и Андрей, — и рассказал о том, что над названием модели он размышлял еще задолго до постройки первых прототипов.

Нива отмечает День рождения
Источник: Lada

Название «Нива» мелькало на его эскизах будущей машины вместе с переводом слова на несколько иностранных языков. С японского оно переводится как «сад», в немецком и английском nival значит «снежный», niveau означает «горизонт» по-французски, а испанское nuevo — это «новый».

Словом, никаких неприятных ассоциаций за рубежом «Нива» бы не вызывала, да и вкупе с экспортным названием бренда Lada, которое впоследствии добралось и до домашнего рынка, звучало это имя неплохо. В конце концов торговая марка Niva была официально зарегистрирована 25 ноября 1976 года — Семушкин свое название все-таки отстоял.

ВАЗ-2121 "Нива" Опытный (1975)
Источник: Lada

Первая серийная «Нива» сошла с конвейера 5 апреля 1977 года, и ее выпуск продолжается до сих пор. Впрочем, до недавних пор АвтоВАЗ не выпускал внедорожники под этим названием.

Через несколько лет после появления совместного предприятия GM-АвтоВАЗ вазовцы отказались от привычного имени — в 2002 году оно было отдано внедорожнику Chevrolet Niva (в девичестве ВАЗ-2123, над дизайном которого, кстати, работал все тот же Семушкин), а в 2006-м классическая «Нива» была переименована.

Нива отмечает День рождения
Источник: Lada

В 2020 году вазовцы отмечали возвращение модели Chevrolet Niva обратно в линейку «Лады», а старенькая «Нива», на протяжении пятнадцати лет носившая обезличенный индекс 4×4, вернула себе прежнее название в начале 2021-го — теперь эти машины зовутся соответственно Lada Niva Travel и Lada Niva Legend.