Человек на электросамокате — привычная картина для многих российских и не только городов. Популярность этого вида транспорта растет из года в год, но довольно много людей все еще мало о нем знает, считая электросамокаты игрушкой для подростков.
На деле же сервисы кикшеринга (аренды самокатов) в партнерстве с местными администрациями и ГИБДД развивают инфраструктуру городской микромобильности и формируют культуру вождения, рассказывая об уже существующих ПДД для самокатов. Благодаря этому многие популярные утверждения об электросамокатах уже превратились в мифы, далекие от реальности.
Миф № 1. Электросамокатчикам закон не писан
Это утверждение стало мифом еще в прошлом году: в ПДД зафиксировали статус электросамокатов как средств индивидуальной мобильности и прописали правила движения. Теперь электросамокат — полноценный регламентированный транспорт.
Суть правил кратко: основное место для передвижения на самокате — велодорожка, по тротуару можно ехать при ее отсутствии и если самокат весит не больше 35 кг, а по обочине справа — только если нет ни тротуара, ни дорожки, причем встраиваться в поток движения запрещено.
Вдвоем ездить нельзя, на пешеходном переходе обязательно спешиваться, вождение в состояние опьянения так же запрещено. Также в ПДД есть ограничения по возрасту: дети до 7 лет могут ездить только по тротуарам и в сопровождении взрослых, а от 7 до 14 — уже могут использовать велодорожки, но не велозоны, где движение совмещено с машинами. При этом большинство кикшерингов для своих самокатов устанавливает ограничение 18+.
Следующий шаг после внедрения правил — контроль за их исполнением, и этот шаг еще предстоит сделать. Сервисы кикшеринга сейчас разрабатывают технологии, позволяющие отслеживать нарушение правил и блокировать такие поездки.
Миф № 2. Самокаты — это небезопасно
В исследовании общественного мнения об электросамокатах, которое провел «Анкетолог», 52% опрошенных назвали их опасным видом транспорта.
Но статистика против такого утверждения: на самом деле самокат — наиболее безопасный вид городского транспорта, с ними происходит даже меньше аварий, чем с велосипедами. По отчету МВД за первую половину 2023 года произошло 2 151 ДТП с пострадавшими велосипедистами и только 1043 ДТП с участием СИМ.
При этом роль арендованных самокатов тут невелика: статистика МВД за 6 месяцев 2023 года показывает, что около 70% ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) приходится на частные средства передвижения с мощностью более 0,25 кВт. При анализе статистики также важно учитывать, что не все аварийные ситуации происходят по вине самокатчиков.
И стабильно небольшая доля ДТП с кикшеринговыми самокатами соседствует с быстрым увеличением числа поездок на них. Whoosh, один из самых популярных кикшеринговых сервисов в России, приводит свои данные: за 7 месяцев 2023 года его пользователи совершили 53 миллиона поездок, что на 85% больше, чем за тот же период в 2022 году.
Миф № 3. На самокатах катается только молодежь
Это еще одно утверждение, которое потеряло актуальность с течением лет. В первое время после появления электросамокатов они действительно вызывали больший интерес у молодых, ориентированных на все новое, увлеченных вопросами экологии людей.
Но сейчас популярность самокатов растет во всех возрастных и социальных категориях — чем больше за самокатами закрепляется роль городского транспорта, тем больше им пользуются представители всех слоев населения. Так, согласно исследованию Департамента транспорта Москвы, самый типичный пользователь электросамоката — это не студент, а офисный работник 30 лет.
Исследование НАФИ выявило схожий портрет клиента кикшеринговых сервисов: молодой мужчина до 34 лет, имеющий высшее образование и работу. А вот лидером одного из популярных кикшерингов, согласно исследованию «Кукушки», и вовсе пользуются миллениалы и бумеры — то есть люди от 30 до 60 лет.
Миф № 4. Самокаты — это развлечение
Призывы ограничить использование самокатов территориями парков — следствие распространенного убеждения, что СИМ — это развлечение, а не транспортное средство. Если в первые годы появления электросамокатов это утверждение имело право на существование, то сейчас их функции очевидно изменились — все сервисы кикшеринга заявляют, что горожане ездят на самокатах по так называемому транспортному сценарию: кратчайшему маршруту из точки А в точку Б.
По результатам исследования Трушеринга, в 2022 году в 65,5% поездок (+20% от 2021 года) самокат использовали в качестве транспорта последней мили, т. е. чтобы преодолеть последний отрезок пути до точки назначения (например, до или от метро или автобусной остановки).
Аналогичные данные приводит и сам кикшеринг: согласно заявлению сервиса, 8 из 10 его пользователей в Москве используют самокат для поездок на работу или учебу.
Миф № 5. Сервисы аренды против регулирования
Многие ошибочно ставят государство и сервисы аренды самокатов по разные стороны дискуссии о безопасности использования СИМ в городской среде. Но на деле регуляторы поддерживают встраивание самокатов в транспортную систему, а компании сами выдвигают инициативы по улучшению безопасности.
Развитие транспортной инфраструктуры городов для СИМ, как правило, инициируется «сверху»: например, Минтранс поручил органам власти в субъектах РФ создать условия для безопасного и комфортного использования гражданами СИМ, а органы местного самоуправления вправе самостоятельно размещать парковки для самокатов без дополнительных ограничений и там, где это удобно жителям.
Сервисы кикшеринга, в свою очередь, поддерживают новые ПДД для СИМ. Так, продвижением правил весной 2023 года занялся один из крупных сервисов проката. Собственные социальные проекты кикшеринги реализовывали и раньше: еще в 2021 году до введения ПДД для СИМ, популярные сервисы кикшеринга вместе запустили информационную кампанию по этичному вождению.
Также сервисы способствуют увеличению безопасности поездок и на техническом уровне: ограничивают скорость самокатов в людных зонах, на пешеходных улицах, в парках и скверах — в этих местах транспорт запрограммирован не разгоняться больше 15 км/ч, а также планируют оснащать самокаты шлемами.
Дальше — больше
Посмотрев на статистику сервисов кикшеринга (количество их пользователей за 2022 год выросло на 130%), остается только признать, что электросамокаты как вид городского транспорта развиваются быстро, что порождает необходимость менять их восприятие в обществе. Впрочем, это обычная история для всех новых видов транспорта — распространение автомобилей в свое время породило не меньше споров.
Чтобы электросамокаты полноценно встроились в городскую среду, пожалуй, нужно время, развитие культуры вождения, адаптация городской инфраструктуры — и сотрудничество органов власти и сервисов кикшеринга. Первые шаги навстречу уже сделаны, и их необходимо продолжать.
Владимир Авдеев