Правительство утвердило долгожданные поправки в Правила дорожного движения, которыми регулируется порядок использования на дорогах средств индивидуальной мобильности, с которыми большинство из нас ассоциирует электросамокат, хотя де-юре к ним теперь относятся также моноколеса, гироскутеры, электроскейты и многое другое. Включая то, что, возможно, еще не изобретено, но тоже будет иметь колеса и мотор, но при этом не относиться к механическим транспортным средствам.
Сами СИМ получили статус транспортных средств, а их пользователи наряду со специальным статусом «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности» одновременно являются и водителями. Из этого следует, что на них распространяется ряд общих норм ПДД, включая запрет на управление СИМ в состоянии опьянения.
Для управления самокатом не нужны права
Принципиально важно, что, независимо от мощности двигателя, СИМ не относится к механическим транспортным средствам, следовательно, во-первых, оно не может быть приравнено к мопеду, а во-вторых, для управления им не нужно водительское удостоверение. Фактически это ставит крест на получившей распространение в некоторых регионах практике привлечения владельцев электросамокатов к ответственности за отсутствие прав категории «М», а также эвакуации самих СИМ на штрафстоянки.
Более того, несмотря на формальный запрет на езду в нетрезвом виде, применить к нарушителям меру ответственности такую же, как к водителям автомобилей (лишение права управления на 1,5−2 года и штраф 30 тысяч рублей) не получится.
Если же он пьян, то включается 3 часть этой же статьи, и по ней грозит лишь штраф от 1000 до 1500 рублей. В то же время обольщаться лояльностью закона не стоит, ведь после внесения поправок в ПДД и определения статуса пользователя СИМ появляются основания внести коррективы и в КоАП.
Езда по проезжей части разрешена только в крайних случаях
Еще несколько слов про правила поведения самокатчиков и прочих пользователей СИМ на дорогах. Для взрослых участников движения установлена определенная иерархия мест, где им разрешено движение.
На ее вершине разместились велодорожки, велопешеходные дорожки, велополосы, а также велосипедные зоны, которыми обязаны пользоваться люди на самокатах, моноколесах и прочих подобных средствах передвижения. Это, конечно, идеальные с точки зрения безопасности и комфорта передвижения условия, но беда в том, что специальная велосипедная инфраструктура в нашей стране по-прежнему сродни экзотике.
И вот на тот случай, если она недоступна либо по объективным причинам не может использоваться по назначению, самокатчикам предлагают воспользоваться пешеходным пространством — тротуарами, дорожками или пешеходными зонами. Правда, масса СИМа не должна превышать 35 кг. Еще одним основанием легально ехать на самокате по тротуару признается путешествие в компании с ребенком в возрасте до 14 лет тоже на СИМ.
Если и пешеходная территория по каким-то причинам не может быть задействована, следующий по порядку элемент дороги, который нужно использовать человеку на самокате или моноколесе, — обочина дороги. Но здесь есть риск конкуренции с пешеходами, которым также разрешено по ней движение, если нет других вариантов. Поэтому в ПДД прописали общее правило, согласно которому во всех случаях, когда пешеходы и пользователи СИМ двигаются в одном потоке, безусловный приоритет у безлошадных.
Наконец, самый последний в иерархии пункт — это правый край проезжей части. Он имеет право на существование, если все ранее перечисленные варианты не могут быть использованы. Но тут есть ряд условий: разрешенная скорость на данном участке дороги не должна превышать 60 км/ч, не запрещено движение велосипедистов, а СИМ должно быть оборудовано тормозами, звуковым сигналом, катафотами и фарой или фонарем.
Как быть, если удовлетворить всем правилам не получилось? В этом случае пользователям СИМ остается только спешиться и продолжить путь в качестве пешехода по соответствующим правилам, ведя свое средство передвижения рядом с собой.
Разгоняться быстрее 25 км/ч запрещено
Для СИМ ограничили предельную скорость движения на отметке 25 км/ч. В случае совмещенного движения с пешеходами придется снизить ее до пешеходной, а то и вовсе спешиться. На пользователей СИМ распространен и ряд запретов, которые ранее касались только велосипедистов и водителей мопедов.
Запрещено:
- Перевозить грузы, пассажиров, в том числе детей, если конструкция СИМ этого не предусматривает,
- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
- Двигаясь в редких разрешенных случаях по проезжей части, нельзя поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах или при наличии трамвайных путей.
Отдельно отметим запрет езды по «зебрам»: пересекать дорогу по пешеходному переходу можно только ведя самокат или другое СИМ рядом или неся его в руках. В темноте или при плохой видимости в городах обязательно использовать световозвращающие элементы. За городом это только рекомендуется. А еще запрещено участие СИМ при буксировке в любом качестве. Наконец, после внесения поправок в соответствующие национальные стандарты должны появиться специальные дорожные знаки для лиц, использующих СИМ. Плюс к этому на них распространяется действие и ряда знаков для велосипедистов.
Не стоит ожидать, что эти поправки, вступающие в силу, к слову, с 1 марта будущего года, кардинальным образом изменят ситуацию на дорогах. Скорее, они лишь официально закрепили уже сложившийся порядок движения СИМ.
Остается множество вопросов с правоприменением: будет ли полиция гоняться за самокатчиками, как измерять их скорость и следить за предоставлением приоритета? По всей видимости, эта практика будет нарабатываться постепенно. Возможно, со временем появятся перспективы и для дальнейшего уточнения ПДД.