Последнее лето детства: подростков заставят платить за аварии

Страховщики требуют от велосипедистов, ставших виновниками ДТП, значительные суммы за компенсацию ущерба. Если виноват оказался несовершеннолетний, то платить обязывают родителей.

Один из таких случаев произошел летом прошлого года в Нижнем Новгороде. Тогда 11-летний велосипедист выехал на пешеходный переход на красный свет светофора и попал под колеса кроссовера. По словам ребенка, он перепутал разрешающий и запрещающий сигналы. После инцидента водитель обратился в страховую компанию для выплаты по каско. Ремонт машины обошелся в 139,2 тыс. рублей. Регрессную выплату выставили на законных представителей ребенка, то есть на родителей.

Что говорит Верховный суд

Между тем Верховный суд в недавнем обзоре практики указал, как следует требовать возмещения ущерба, причиненного несовершеннолетними при ДТП. Суд рассматривал более ранний случай, произошедший три года назад: тогда 14-летний подросток на велосипеде попал в ДТП, повредив автомобиль.

Автовладелец обратился в суд, чтобы получить возмещение ущерба с родителей мальчика. Иск удовлетворили, сославшись на то, что родители ребенка не подготовили его к езде на проезжей части и не обучили правилам дорожного движения. Потерпевший получил 103 тыс. рублей, также ему возместили расходы по оценке стоимости ущерба и госпошлину.

content image for: 81933

Следующая инстанция оставила решение без изменений, как и кассация. Верховный суд, в свою очередь, не согласился с выводами предыдущих инстанций. Всё потому, что согласно Гражданскому кодексу несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность за причиненный вред самостоятельно. То есть судам следовало установить, может ли сам велосипедист возместить нанесенный ущерб, а затем уже привлекать родителей в качестве соответчиков.

Компенсация ущерба может быть возложена на родителей велосипедиста, только если у подростка нет доходов или имущества, а сами родители не признают своей вины в случившемся. Причем их обязанность по возмещению вреда прекращается по достижении подростком 18-летнего возраста, уточнил ВС и отправил дело на новое рассмотрение.

Покрывает ли ОСАГО ДТП с велосипедистом?

Страховые компании отмечают, что возместить ущерб от ДТП с несовершеннолетним можно не только по каско, но и по ОСАГО.

— В ДТП с участием лиц, передвигавшихся на велосипеде, моноколесе, самокате и прочих подобных средствах транспорта, также применяются нормы закона об ОСАГО и ГК РФ. Если, согласно постановлению ГИБДД, автомобилист не является виновником столкновения, признаки административного правонарушения с его стороны отсутствуют, то виновником ДТП признается лицо, передвигавшееся на велосипеде, самокате и т. д. Так как при передвижении на данном виде транспорта в РФ не требуется оформление страхового полиса, в частности, ОСАГО, то возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. Если у автомобилиста есть полис каско, тогда страховая компания оплатит ему убыток, а потом в порядке суброгации в соответствии со ст. 15, 965, 1064, 1079, 1073 ГК РФ взыщет сумму оплаченного ущерба с виновника ДТП. Если виновник ДТП — несовершеннолетнее лицо, суброгация выставляется его законному представителю, —

— комментирует Александр Харагезов, директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахования».

content image for: 81933

В случае ДТП с несовершеннолетним юристы советуют в первую очередь вызвать ГАИ и зафиксировать повреждения.

— Если автомобиль поврежден, пока стоял на приколе, нужно сделать обзорные и детальные фотографии повреждений. Если в салоне ТС установлен видеорегистратор — проверить, есть ли запись инцидента, заодно посмотреть соседние автомобили. Обязательно нужно проверить наличие камер системы «безопасный город» и вызвать участкового для фиксации повреждений. Если виновник известен — выясняется размер ущерба, предпринимается попытка договориться полюбовно, при неудовлетворительном результате — независимая экспертиза с обязательным уведомлением родителей ребенка, предъявление иска о возмещении ущерба к родителям в виде стоимости ремонта, расходов на экспертизу, юриста, почту, госпошлину, — советует юрист Михаил Никитин.

Что творят велосипедисты

С ростом популярности велотранспорта проблема регулировки данного вида передвижения стала актуальной. В ПДД предусмотрены все требования к велосипедистам и их обязанности, но по факту мало кто эти правила соблюдает.

— У нас на дорогах находится огромное количество лиц, которые не знают своих обязанностей как участников дорожного движения. Это и водители электросамокатов, и велосипедов. Это совершеннолетние и несовершеннолетние. Например, вполне себе взрослые люди на спортивных велосипедах думают, что могут спокойно конкурировать с мотоциклами и другим транспортом и двигаются в междурядье. Это абсолютно недопустимо. А на многочисленные предложения им соблюдать правила дорожного движения они просто хамят и уезжают, — отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

content image for: 81933

Эксперт сетует, что ГИБДД уделяет недостаточно внимания данной проблеме.

Самокат — только с 18 лет

«Бесправных» участников дорожного движения пытаются регулировать сервисы аренды электросамокатов. Так, например, Whoosh дает доступ к своему транспорту только лицам старше 18 лет. Но, к сожалению, это ограничение легко обходится из-за легкомысленного отношения родителей.

— Как показывает опыт, 99% случаев передачи самоката ребенку — это действие родителей. Арендовали специально для ребенка, не смогли отказать. Пик таких ситуаций — выходные в популярных местах отдыха в городе. Выводим туда сотрудников раздавать листовки с основными правилами, где говорится и о том, что для детей самокаты слишком крупные. В Самаре и в Челябинске делали это совместно с ГИБДД — не штрафовали, именно рассказывали о правилах и почему важно их соблюдать, — сообщили в пресс-службе сервиса аренды самокатов.

Представители Whoosh напомнили, что передавать самокат детям — запрещено. Каждый клиент предупрежден об этом, как и о других правилах при регистрации. Нарушения выявляются всеми доступными способами. Чаще всего это сообщения команды сервиса, которая работает в городе — они видят таких пользователей, присылают фото и номер самоката. Иногда сообщают другие пользователи, особенно о поездках вдвоем — так как знают, что это наносит ущерб самокату, которым им еще пользоваться.

В случае ДТП сервис собирает максимум информации о случившемся. Если человек на самокате скрылся — помогает полиции установить личность. Страховка позволяет покрыть ущерб от ДТП, причем выплата не зависит от причин аварии и возраста того, кто управлял самокатом. Страхование распространяется и на ущерб, нанесенный третьим лицам.

Подпишитесь на нас