России не хватает примерно до 25% водителей-дальнобойщиков, сесть за руль не манят даже высокие зарплаты, рассказал президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль. Из-за этого в июле только российский авторынок не смог продать 5,8% новеньких машин.
Не нашлось водителей автовозов, которые бы их могли доставить с заводов в салоны. Теряют свои доходы и другие отрасли, государство лишается существенной доли налоговых отчислений.
О том, что происходит на дорогах и как нам обеспечить себя транспортом, на пресс-конференции в Москве рассказали эксперты отрасли.
Чумазый странник
Добрать полмиллиона шоферов грузовиков, которых не хватает автотранспортной отрасли (а всего в грузовых перевозках по дорогам заняты 7 млн человек), президент ООО «Водители России» Олег Торош предлагает из сельской молодежи. По его оценкам, ее у нас 8,5 млн человек, официально трудоустроена только половина из них.
![Фура Фура](https://resizer.mail.ru/p/206697a6-4d71-544f-ad94-77ac145855df/AQAB2zoUWEEbqLqQFCVTgm8f-7k581fdeD72Yncq8PLMku595ZOIfiav6mZEKBksYEK75n1rkrFO0fbAzmEJCcCHbuA.jpg)
Сесть за руль фуры для человека из небольшого провинциального населенного пункта — очень неплохой вариант карьеры, считает он. Заработки — от 80 до 200 тыс. рублей в месяц в зависимости от того, на какой машине будет работать и что за груз возить. За опасный платят больше. Но даже высокий возможный доход не особо прельщает молодых людей — средний возраст водителей фур уже перевалил за 50 лет.
«Почему-то у всех есть стереотипное представление, что водитель фуры — это всегда перемазанный мазутом человек, лишенный всех жизненных радостей и чуть ли не прикованный цепями к рулю, — говорит Торош. — Это не так, в крупных транспортных компаниях водителям вообще запрещено самим что-то делать с двигателем. Сломался? Жди техпомощь. Иначе будет нарушена гарантия, условия лизинга.
Те, кто работает на старых грузовиках, попавших на вторичный рынок, конечно, чинят их сами. Но это все-таки сложная современная техника, большинство операций самостоятельно, а тем более в поле, просто не выполнишь. Сейчас водитель-экспедитор на крупнотоннажной машине — это очень хорошая и доходная работа. И это то, что надо донести до сознания людей».
![Гибдд Гибдд](https://resizer.mail.ru/p/7164702b-175c-5121-b4f9-d098b3815bd9/AQAB3Oa4LgOycieg28W3WmXQkQnJpk6ARB5fd5TFHz2wynvPP5OVv1z-7LU2FmN_54BguRrAN6dY1zSmy0WfEXqBcj8.jpg)
Все вещи, которые нас окружают, нам привез грузовик. Если выпадение кадров из автотранса будет продолжаться, экономика может просто остановиться.
Для того чтобы начинающим шоферам было проще освоиться на базах и дорогах, ООО «Водители России» запускает образовательный курс. Учить будут сразу двум профессиям: водитель-экспедитор и оператор беспилотных транспортных средств.
Ждать тотального перехода грузоперевозок на беспилотные автомобили придется еще не один десяток лет, но тех, кто садится за руль, уже надо готовить к возможному будущему, считает Торош.
Ночуй дома
Один из факторов, из-за которого многие молодые люди отказываются идти в водители, — график, считает Коваль. Если бы удалось построить работу так, как это сделали в Европе, когда водитель в понедельник утром садится «к телевизору», выполняет рейсы и в пятницу вечером возвращается домой к семье, найти желающих шоферить было бы проще, считает он. Но особенности регулирования рабочего времени водителей в России так сделать не позволяют.
![Автовоз Автовоз](https://resizer.mail.ru/p/2c5af708-b930-57fc-8ddb-d6c410de679f/AQAB9OzmhtFJ6jxv77bpWkJ63Lz6qBZ1a3IA-SpOTrk_0ysDnzSSiPHPIe-KrcnmwAteHh1HvsVw8LdHcmpCtT1xyog.jpg)
«Если все делать строго по нормам и законам, на три грузовика нам будут нужны четыре водителя, — говорит он. — Таких ресурсов нет. Кроме того, перевозчики в погоне за заказами стараются по возможности сократить издержки. Это приводит к ограничению роста зарплат в отрасли, перегрузке водителей, ухудшению условий их труда. У нас в целом хорошие законы, но есть нюансы, которыми многие работодатели пользуются».
Пока от таких злоупотреблений отрасли больше вреда, чем пользы — простой техники уже превысил 18% времени.
Справиться с этими «нюансами» можно за счет контроля за отраслью со стороны Федеральной налоговой службы и Социального фонда России. Современные тахографы в состоянии сами в режиме реального времени передавать в контролирующие органы информацию о том, сколько проехал автомобиль и где находится. Если ФНС будет плотно контролировать все пройденные километры и перевезенные тонны (это ведь база для исчисления налогов), а Соцфонд по перечисленным отчислениям соотносить эту информацию с оплатой труда водителя, скрыть случаи переработки и нарушения норм труда и отдыха будет весьма затруднительно.
![Комплекс фиксации нарушений ПДД Комплекс фиксации нарушений ПДД](https://resizer.mail.ru/p/a8572f0f-0dc9-56fa-9c33-b96ba75df824/AQABIV7CGdM85iMRCUhQ2kYmHJ1sEri-6I2QQ8VvRlL3XgzfWGCK0a3MHTUeMm1dq0k2ZV0OXf8IwL3AAb6bu6qbg0U.jpg)
«Специалисту по логистике надо, чтобы груз был доставлен в срок, он и говорит усталому водителю: вставляй в глаза спички — и вперед, — объясняет Коваль. — Логист у нас не отвечает за то, что составил на рейс задание, которое невозможно выполнить без нарушений норм рабочего времени, ему важны только сроки. Из-за такого отношения у нас многие водители-международники после закрытия для них границ с Европой отказались ездить по России, нашли себе какую-то иную работу. Там все строго, все под контролем и все нормы соблюдают. У нас — очень часто нет. Дефицит кадров в отрасли от этого только увеличился».
Кроме того, в последнее время рейсы дальнобойщиков стали длиннее, а прохождение границ при поездках в сторону Турции требует дополнительного времени, считает Коваль. В результате время, которое затрачивают на одну доставку, возросло. Что еще больше усугубило ситуацию с недостатком водителей.
«ГАЗель» рулит
Водители крупнотоннажных грузовиков ограничены многими нормами и правилами, за выполнением которых государство, пусть и с изъянами, следит. Но там, где не пройдет огромная фура, всегда проскочит маленький грузовичок типа «ГАЗели», которую в большинстве случаев и за грузовик-то никто не считает — на нее нужны права «любительской» категории В, значит, это — легковушка.
![Автовоз Автовоз](https://resizer.mail.ru/p/832f8c6b-0983-5afe-b6a8-f9dda1e62143/AQAB6K867Vi45etpcsYKxhC3LSe1Fit247w8FiFY6kzUdohpo3uTAxgzcSN6HwMjbkjdZUMchd5veHUYFhsYreTU48g.jpg)
«ГАЗель» может проехать за день 1110 км, получить 6 тыс. рублей за рейс и еще до 3 тыс. рублей — за частичную разгрузку по пути, то есть дневная выручка будет что-то около 8 тыс. рублей плюс оплата топлива, — объяснил замглавы департамента тахографии Национальной ассоциации предприятий автомобильного транспорта (НАПТА) Виктор Иванченко. — По российским законам заказчик за такую работу транспортного подрядчика никак не отвечает. Поэтому ему бывает проще заплатить «вчерную» такому «газелисту» и сказать: будь в такой-то точке через столько-то часов. Если тот соглашается, груз размещают в кузове и машина отправляется в рейс».
Если получится по такой схеме ездить 30 дней в месяц, заработок составит 240−260 тыс. рублей. Крутиться придется как белке в колесе, но и доход вполне пристойный.
Кстати, именно 260 тыс. рублей в месяц — рекордный заработок водителя среднетоннажного грузовика одной из торговых сетей в столице. Он получил эту сумму на руки уже после вычета налога. При этом все нормы времени труда и отдыха были соблюдены, уверяет Торош. Но такой заработок — исключение, в нормальной ситуации зарплата будет как минимум вдвое ниже.
«Чтобы идти работать на своей “ГАЗели”, надо иметь хоть какое-то образование, это все-таки бизнес, — предупреждает Коваль. — Сразу браться за такие перевозки неразумно. Лучше несколько лет поработать на крупную компанию, понять, что и как делать, какие бумаги оформлять и подписывать, а потом можно пытаться работать на себя».
![Гиперкар Rimac Nevera установил 23 рекорда скорости за один день Гиперкар Rimac Nevera установил 23 рекорда скорости за один день](https://resizer.mail.ru/p/f2587318-3a07-5b1d-849e-676dc6afd9f6/AQABC9qex2arMZQO9QZcSobUgwDDh7X1Q_qMYbAEJm4oOc4Y1wb0J_BA--hRkLqon5oa9n39wUCvdiQ5eslHVfxBelY.jpg)
Другие перспективные варианты работы водителем — пойти на городской или междугородний автобус. В первом случае можно будет чаще спать дома, но перед тобой будут суетные улицы, а не картины природы, предупреждает Коваль.
Междугородний автобус в этом случае более равноценная замена, но там очень плотный график, надо выдерживать расписание. И в итоге нагрузка получается чуть ли не большей, чем у рулевого фуры.
«От того, как будет государство регулировать отрасль автоперевозок, в конце концов зависит безопасность и самого водителя, и грузов, и пассажиров, и всех, кто находится на дороге, — добавляет Коваль. — Не должен человек ездить со спичками в глазах, сколько бы ему за это ни платили. Нас часто пугают: вырастут ставки транспортников, все подорожает, цены взлетят. Как показывает практика, не взлетят, хотя приподняться могут.
Плохо ли это? Не думаю. В экономике вырастет объем обеспеченной денежной массы, что к инфляции не приводит. Как следствие, увеличится налогооблагаемая база. У государства появятся дополнительные возможности помочь малообеспеченным гражданам. А водители получат немного больше денег, ради которых им не придется гонять, превышая скорости, или устраивать махинации с тахографом, чтобы можно было дольше сидеть за рулем, не прерываясь на положенный по закону отдых».
Алексей Дуэль