Зачем дальнобойщики надевают бутылки на колеса

Шоферы магистральных фур часто придумывают необычное применение для привычных предметов

Весной, после того как сходит снег и с дорог исчезает снежная каша, на колесах магистральных фур появляются пластиковые бутылки. Они натягиваются и даже вбиваются горлышками на болты креплений диска и торчат из колес перпендикулярно плоскости вращения. Есть ли в этом какая-то польза?

Обозначение габаритов

Размещение пластиковых бутылок на колесах фуры имеет несколько назначений. Длинные полуторалитровые сосуды при забивании на головки болтов сидят достаточно плотно, благодаря чему не отваливаются при ударах на кочках и могут пережить путешествие длиной в несколько тысяч километров. Из-за малого веса они мало подвержены действию центробежных сил при вращении колес и редко отлетают в других участников движения.

Каждая бутылка на колесе выполняет роль сигнализатора. Дело в том, что управлять фурой достаточно тяжело, в особенности для водителей с небольшим стажем. При маневрировании в тесных пространствах не каждый может правильно рассчитать траекторию движения задней оси прицепа, потому как колеса не видны из кабины грузовика.

Бутылки помогают шоферу лучше чувствовать габариты прицепа, потому как они выступают за пределы кузова и визуально обозначают ось. С помощью этих маркеров движение задним ходом становится проще. Но это далеко не самая главная функция бутылочных маркеров.

Вращается или нет?

Забитые на головки болтов длинные полуторалитровые бутылки помогают и при контроле состояния тормозной системы. Дело в том, что тормоза магистральных фур и полуприцепов устроены по-другому, нежели у легковых автомобилей. Там нет сложных гидравлических схем, которые невозможно реализовать на автопоездах.

Вместо них задействованы пневматические тормоза, работающие за счет сжатого воздуха. Определить эти тормоза можно по сопровождающим их характерным шумам, возникающим при срабатывании клапанов и по характерному шипению при стравливании давления.

Пневматический привод тормозов подключен и к прицепам. Он позволяет быстро отключать и подключать любые прицепы, после чего компрессор накачивает в магистрали сжатый воздух. Для этой цели на автомобиле установлен дополнительный трубопровод, имеющий соединительную головку и разобщительный кран.

Фура
Источник: Unsplash

При торможении автомобиля на стоянке ручным тормозом происходит также фиксация прицепа с помощью пневматической системы, которая имеет два контура. Если выходит из строя один из них, то торможение прицепа осуществляется исправным контуром. Правда, в этом случае работает только два задних колеса из четырех.

Пневматические тормоза ненадежны и часто выходят из строя, из-за чего в прицепах применяются резервные тормоза, которые в случае потери давления начинают блокировать колеса прицепа. Часто это бывает во время стоянки. Поэтому водителям важно проконтролировать работу системы перед началом движения. Если тягач тронулся и потащил прицеп с блокированными колесами, то это означает, что нечто случилось с тормозами.

Мощный мотор спокойно «тащит» незагруженный прицеп, даже если одно из колес заблокировано, а малоопытный или просто усталый водитель может и не заметить неисправность. Проконтролировать вращение колес прицепа можно с помощью воткнутых в болты бутылок.

Контроль «ленивца»

Но самая распространенная причина для использования бутылок — это контроль вращения колес во время движения с высокими скоростями. Дело в том, что автоматика фуры поднимает одну из осей при низкой загрузке прицепа. Если этого не делать, то растет потребление топлива.

Подсчитано, что при движении с пустым кузовом фуры бесцельно сжигается до 10% топлива — оно идет на преодоление сопротивления качению двух или даже трех пар колес, расположенных на тяжелом полуприцепе. В итоге на многих магистральных тягачах появились пневматические устройства, автоматически поднимающие одну или даже две оси, если нагрузка на них ниже 5 тонн.

Конструкция в целом называется «ленивый мост» или «ленивец». Причем на современных грузовиках автоматика самостоятельно решает, когда задействовать ось. Колеса повисают в воздухе и перестают вращаться. Конечно в кабине водителя есть сигнальные приборы для контроля «ленивца», но они не всегда исправны.

Бывает, пневматика срабатывает не до конца и колесо царапает асфальт, что приводит к ненужной выработке шин. Водитель имеет возможность взглянуть в зеркало заднего вида и по мелькающим бутылкам на колесе оценить работу задних осей.

Владимир Гаврилов