Машины, которые больше квартир: самые огромные самосвалы в мире

Мы собрали топ-5 карьерных гигантов, поражающих воображение своими размерами. Мощность и грузоподъемность тоже под стать.

Было бы ошибкой называть такие грузовики автомобилями. На них не распространяются дорожные законы хотя бы потому, что они не помещаются на автомобильных дорогах. Мощность, возведенная в квадрат! Грузоподъемность, возведенная в куб! Словом, сегодня у нас настоящая битва титанов. Кто больше?

Tractomas

Для разминки, чисто в качестве сравнения — чтобы, так сказать, сопоставить масштабы, мы вспомнили об автомобиле, который считался самым большим тягачом в мире. Он в наш ТОП-5 не вошел. Поистине могучий разрушитель асфальта!

slide image for gallery: 25566 | Tractomas
slide image for gallery: 25566 | Tractomas

Тягач разработан французской компанией Nicolas. Объем дизеля — 27,3 литра, мощность — 912 л.с., а вес транспортного средства составил 600 тонн. Согласитесь, крупный мальчик. Да и возможности впечатляют — при максимальной скорости в 16 км/ч Tractomas cпособен перевозить (буксировать) грузы весом до 900 тонн. Например, его можно встретить за перевозкой гигантских трансформаторов из морских портов к электростанциям.

5

Komatsu 960E

Ну а дальше идут уже чистые двухосные самосвалы — карьерные гиганты во плоти. Мощность двигателя 3,5 тыс. л.с., грузоподъемность 327 тонн, скорость до 64 км/ч. Это мы о заднеприводном жесткорамном «японце» с электромеханической трансмиссией.

slide image for gallery: 25567 | Komatsu 960E
slide image for gallery: 25567 | Komatsu 960E

Самосвал с задней разгрузкой Komatsu 960E трудится на добыче ископаемых в карьерах. Кстати, сертифицирован для использования в России. Может похвастать продвинутой системой диагностики неисправностей, которая дает возможность оператору контролировать работоспособность грузовика, не выходя из салона. Впрочем, вся техника столь исполинских масштабов щеголяет подобной системой самодиагностики.

4

БелАЗ 75603

Самосвал из Беларуси далеко не архаичный и беспомощный циклоп среди себе подобных, как кое-кто мог бы о нем подумать. БелАЗ под своим брендом собирает узлы и агрегаты самых продвинутых мировых брендов. Например, дизелем «шестьсоттретьему» служит 3550-сильный Сummins qsk-78. Электромеханическая трансмиссия от Siemens. Гидросистема — Bosch. И так во всем.

slide image for gallery: 25568 | БелАЗ 75603
slide image for gallery: 25568 | БелАЗ 75603

Максимальная скорость — стандарт для этого класса техники — не более 65 км/ч. Однако таких «малышей» ценят не за нее, а за крутящий момент, который в нашем случае составляет 13 770 Нм при 1500 об/мин. А еще за высокую ремонтопригодность и надежность. С этим у БелАЗа, как говорят специалисты, порядок.

Ну и топливный бак на 6050 литров — как вишенка на торте. Такой объем позволяет работать без дозаправки на протяжении 16 часов.

В качестве дополнительного оборудования, помимо прочего, имеется автоматическая система оповещения о близости высоковольтной линии электропередачи. Полезная опция. И остается добавить, что в линейке БелАЗа имеются как менее могучие самосвалы, так и еще более матерые монстры.

3

Liebherr T 282B

Этого «малыша» почему-то считают «немцем», что отчасти правда, хотя фактически транснациональная группа Liebherr покрывает более 80 фирм по всему миру, а холдинговая компания группы — Liebherr-International AG — пригрелась в Швейцарии.

slide image for gallery: 25569 | Liebherr T 282B
slide image for gallery: 25569 | Liebherr T 282B

В любом случае Liebherr T 282B в 2008 году справедливо называли самым большим карьерным грузовиком в мире. Благородное происхождение при типичных, в сущности, характеристиках для всего класса: грузоподъемность 360 тонн; полная масса 593 тонны; «максималка» — те же 65 км/ч и 3650 «лошадок» выходная мощность 90-литрового двигателя. Кстати, вес такого дизельного «малыша» целых 10,5 тонны. Немного для 252-тонной машины.

2

Caterpillar 797F

Янки в чистом виде. Пятнадцатиметровый «американец» — самый большой Caterpillar в линейке. К тому же, на сегодня, пожалуй, это самый тяжелый грузовик в мире с трансмиссией на основе гидротрансформатора.

slide image for gallery: 25570 | Caterpillar 797F
slide image for gallery: 25570 | Caterpillar 797F

Карьерный труженик с двигателем мощностью 4000 л.с. (2983 кВт) и номинальной грузоподъемностью 400 тонн. Иначе такой мотор можно назвать так: 106-литровая 4000-сильная «двадцатка». Да, цилиндров — именно 20 штук, объем каждого 5,3 л (по сути, Hemi в каждом цилиндре). В конструкции использованы четыре турбокомпрессора, воздушный промежуточный охладитель и топливная система с общей магистралью и электронным управлением.

1

БелАЗ — 75710

Абсолютный чемпион мира. Рекордсмен. И просто дикая вещь! Самый исполинский грузовик в мире, самый мощный, продвинутый и технически изощренный. Самый, наконец, вместительный карьерный самосвал, готовый взять на себя массу породы с тем, чтобы составить вместе с ней общие 810 тонн полной массы.

slide image for gallery: 25571 | БелАЗ – 75710
slide image for gallery: 25571 | БелАЗ – 75710

Расход топлива двух 2332-сильных MTU Detroit Disel 16V4000 (2x65 л) впечатляет — в груженом состоянии более 470 литров дизтоплива в час. Однако при этом все равно себестоимость перевозки тонны породы остается в этом случае самой низкой в мире.

И вообще, любые цифры ТТХ этого БелАЗа выглядят впечатляюще. Трансмиссии как таковой здесь нет вообще. Два дизеля через пару генераторов питают энергией четыре электромотора (по мотор-редуктору на каждой из 4-х колесных пар), каждый из которых имеет мощность 1630 л.с. (1200 кВт). В машине единовременно залито 538 литров машинного масла и 1800 литров жидкости гидравлической системы. Масса без нагрузки — 360 тонн. Длина — 20,6, высота — 8,17, а ширина без малого 10 метров.

Эксплуатируются такие машины практически в круглосуточном режиме с перерывом на заправку и смену водителя. Срок их службы не превышает 5-6 лет, а пробег достигает 500 тыс. км.

То, что таким гигантам запрещено выезжать на дороги общего пользования, — понятно. Но российские власти недавно захотели закрыть МКАД для всех грузовиков вообще! Подробнее — в видео:

Илья Фишер