Как убрать ржавчину с кузова автомобиля: три эффективных способа

Рассказываем, как убрать ржавчину с металла порога, днища, дверей, крыла автомобиля раз и навсегда, в проекте Авто Mail
Анна Горностаева
Автор Авто Mail

Неприятные рыжие пятна на кузове не только оскорбляют наше эстетическое чувство. Если ржавчину не остановить, она постепенно разъест весь корпус, сокращая срок службы автомобиля. Кроме того, ржавый металл становится хрупким и ломким, теряет упругость, и это увеличивает объем повреждений в случае дорожного происшествия.

Свалка ржавых автомобилей
Источник: Unsplash

Причины появления ржавчины на автомобиле

Ржавление, как мы помним из школьных уроков химии, это процесс окисления: соединения железа с кислородом. Образующийся в процессе рыхлый рыжий налет носит название оксид железа.

Железо охотно вступает в контакт с кислородом, поэтому для защиты от ржавчины на металлический кузов при сборке наносят защитное покрытие и сверху покрывают краской. Однако любая трещина и скол, появляющиеся на лакокрасочном покрытии в процессе эксплуатации, открывают дорогу коррозии. Она ускоряется в сырую, дождливую и снежную погоду, а соли и химические реагенты, которые наши дорожники так щедро рассыпают зимой на дороге, еще сильнее разъедают краску и поверхность металла, усугубляя ситуацию.

Виды ржавчины

Виды ржавчины на кузове автомобиля различаются по степени ее распространения и по виду возникновения. Специалисты выделяют четыре основных вида.

1. Точечная ржавчина — начальный этап коррозии. Выглядит как небольшие рыжие пятна, возникает на месте сколов лакокрасочного покрытия. Если сразу же озаботиться ее устранением, большой опасности не представляет.

Точечная ржавчина на кузове автомобиля
Источник: Unsplash+

2. Нитевидная ржавчина. Выглядит как пузырьки и тонкие трещины на кузове. Главная причина ее появления — некачественно проведенные кузовные работы, когда поверхность перед покраской плохо обезжирили и высушили. Для избавления от пузырьков слой краски снимается, на поверхности проводится антикоррозионная обработка, и ЛКП наносится по новой.

Нитевидная ржавчина на кузове автомобиля
Источник: Unsplash

3. Глубокая ржавчина — то, что случается, если не бороться с коррозией при первом её появлении. Металл значительно разрушается, на нем могут появляться дыры. Для борьбы с глубокой ржавчиной требуется масштабная зачистка и обработка, а иногда деталь приходится полностью заменять.

Глубокая ржачина автомобиля
Источник: Unsplash

4. Межпанельная ржавчина возникает на стыке двух элементов, например крыши и стойки двери. Если элементы изготовлены из разных материалов (сталь и алюминий), между ними возникает разница электрических потенциалов, провоцирующая коррозию. Чтобы ее не допустить, при сборке между элементами устанавливают герметичную прокладку. Любой дефект прокладки (заводской брак или естественный износ) приводит к межпанельной коррозии.

Межпанельная ржавчина автомобиля
Источник: Unsplash

Чем опасна ржавчина на кузове автомобиля

Ржавый автомобиль
Источник: Unsplash

Ржавчину автомобилисты не любят, и есть за что. Основные причины опасности ржавчины на кузове:

1. Теряется товарный вид. Как ни намывай ржавую машину, она всё равно не будет выглядеть красиво и опрятно. Если, предположим, автомобиль придется продавать, рыжие пятна на кузове — обоснованный предмет для торга.

2. Сокращается срок эксплуатации. Главная задача кузова — защищать пассажиров и основные узлы автомобиля от внешних воздействий: воды, ветра, посторонних частиц. Проржавевший кузов с такой задачей уже не справляется.

3. Повышается опасность в случае ДТП. Коррозия меняет структуру металла: он становится рыхлым, теряет эластичность, легко ломается при ударе. В случае аварии на дороге опасность для водителя и пассажиров значительно возрастает.

Какие детали кузова чаще подвержены коррозии

Первым делом коррозии подвергаются нижние части автомобиля: колесные арки, пороги, нижняя часть дверей. Они сильнее всего страдают от повреждения ЛКП мелкими камешками и песчинками; на них скапливаются грязь и вода, которые зимой смешиваются с реагентами, и ускоряют процесс ржавления. Кроме того, эти участки обычно не бросаются в глаза, и первые признаки коррозии можно просто не заметить.

На капоте и крыльях ржавчина, как правило, образуется на месте сколов лакокрасочного покрытия в результате попадания мелких камешков из-под колес проходящих мимо автомобилей.

Крышка багажника — еще одно уязвимое место для коррозии. Повреждения ЛКП на ней появляются при неаккуратном открывании багажника или небрежном извлечении крупного и тяжелого груза.

Эффективные способы убрать ржавчину с автомобиля своими руками

Для удаления ржавчины можно обратиться в мастерскую, но многие автомобилисты успешно справляются своими руками. Существует несколько способов снятия ржавчины.

1. Механическое удаление ржавчины

При этом способе ржавчина удаляется с помощью различных механических приспособлений, от наждачной бумаги до шлифовальной машинки. Зачищенную поверхность обезжиривают, наносят защитный антикоррозионный состав и покрывают краской.

Механический способ подходит для относительно больших, легкодоступных участков. Выбор подходящего инструмента зависит от площади поражения и навыков автомобилиста. Действовать шлифовальной машинкой проще и быстрее, чем наждачной бумагой, но при недостатке опыта есть опасность снять лишний слой металла.

2. Химическое удаление ржавчины

Для химического удаления используются специальные составы: преобразователи ржавчины. На маркетплейсах или в автомобильных магазинах они представлены в большом ассортименте. Чаще всего это раствор ортофосфорной кислоты различной консистенции. Густые преобразователи наносятся кистью и используются на открытых участках, а жидкие продаются в распылителях и применяются для труднодоступных мест.

При использовании химических преобразователей важно соблюдать технику безопасности. Работайте в хорошо проветриваемом помещении, не забывайте про перчатки и защитную одежду.

3. Удаление ржавчины батарейкой

Этот способ позволит не только убрать ржавчину, но и создать на очищенной поверхности защитное цинковое покрытие. Для него потребуется обычная цинковая батарейка, пальчиковая или мизинчиковая. Плюсовой конец батарейки через медный провод соединяется с зажимом «крокодила» для зарядки аккумулятора. Другой «крокодил» крепится на плюсовую клемму аккумулятора. Минусовая сторона батарейки обворачивается ватным диском, смоченным в растворе ортофосфорной кислоты. Для надежности всю конструкцию лучше скрепить изолентой.

Очистив пораженную поверхность от особо крупных кусков ржавчины, начинайте осторожно водить по ней ватным диском, прикрепленным к минусовой стороне батарейки. Вы увидите, как ржавчина сама сойдет с корпуса, а на ее месте образуется защитное покрытие.

После процедуры поверхность нужно нейтрализовать щелочью: подойдет обычная пищевая сода, растворенная в воде.

4. Удаление с помощью средства для снятия лака или уксуса

С въевшейся ржавчиной раствор столового уксуса или лимонной кислоты не справится. Как максимум, ржавые пятна исчезнут с поверхности, а внутри металла продолжат свою разрушительную работу. Единственное применение уксусу, лимонной кислоте или другим народным средствам — смыть ржавые потеки с краски на участках, не затронутых коррозией.

Пошаговая инструкция, как закрасить очищенный от ржавчины кузов

Ржавый автомобиль
Источник: Unsplash

Сразу же после очистки от ржавчины поврежденный кусок кузова необходимо закрасить. Целостность металлического покрытия на нем нарушена, и без защиты коррозия примется за кузов с новыми силами.

  • Если пораженный участок кузова небольшой, его можно закрасить самостоятельно. Порядок действий следующий:
  • Выберите закрытое помещение с хорошей вентиляцией. Красить машину на открытом воздухе нельзя;
  • Закройте все соседние участки, на которые не должна попасть краска, пленкой. Мелкие детали (ручки и т. п.) можно заклеить малярным скотчем;
  • С очищенного от ржавчины участка тщательно уберите все частички химических средств, металлические опилки и пр. Обезжирьте поверхность;
  • Крупные борозды и вмятины на поверхности заполните шпаклевкой до выравнивания;
  • Нанесите слой грунтовки. Она защищает поверхность от коррозии и обеспечивает лучшее сцепление с краской;
  • Покройте участок автомобильной краской. Она продается в аэрозольных баллончиках или тюбиках (и тогда наносится с помощью кисти);
  • После высыхания краски нанесите автомобильный лак. Он даст дополнительную защиту от коррозии и продлит срок службы краски.

Профилактика появления ржавчины на кузове автомобиля

Удаление ржавчины с кузова самостоятельно — длительный и трудоемкий процесс, который не всегда приносит нужный результат. Лучше не допускать её появления. Для профилактики ржавчины применяются следующие методы.

1. Регулярная мойка автомобиля, особенно зимой

Задача: смыть с поверхности соль и реагенты, разъедающие лакокрасочный слой. Даже банальная дорожная пыль содержит агрессивные частицы, провоцирующие коррозию.

2. Механическая защита кузова

На наиболее уязвимые части: пороги, днище, арки колес, устанавливаются защитные пластиковые накладки;

3. Покрытие защитной пленкой

Антигравийная пленка из полиуретана или винила (вторая дешевле, первая прочнее) защищает лакокрасочное покрытие от песка, мелких камней, реагентов и других источников повреждений.

4. Установка «жертвенного анода»

Жертвенный анод — это пластина из металла, более химически активного, чем автомобильная сталь. Он устанавливается на корпусе автомобиля и первым подвергается коррозии. При этом высвобождаются электроны, защищающие от ржавчины остальной корпус. Сам анод в процессе разрушается и подлежит периодической замене.

Как задержать процесс распространения коррозии ржавеющего участка

Что делать, если вы заметили первые признаки ржавчины, а заняться их немедленным устранением нет возможности? Существует способ замедлить коррозию на некоторое время. Для этого пораженный участок обрабатывают нейтрализатором ржавчины. В роли нейтрализатора может выступить преобразователь, используемый для химического удаления ржавых пятен. Он замедлит процесс окисления и временно остановит распространение ржавчины.

Что нужно запомнить о ржавчине на кузове автомобиля

Подводим итоги. Что нужно знать автомобилисту о ржавчине на кузове и способах борьбы с ней:

  • Главные причины появления ржавчины — повреждения ЛКП. Битум, реагенты и другие агрессивные химические вещества ускоряют процесс;
  • Самые уязвимые для коррозии участки — колесные арки, днище и пороги;
  • Бороться с коррозией нужно при первых признаках ее появления. Иначе она уходит вглубь металла и разрушает его до дыр;
  • Самые распространенные методы удаления ржавчины — механический и химический. Их можно комбинировать;
  • Сразу же после удаления ржавчины очищенный участок нужно закрасить. Если он небольшой, покраску можно провести самостоятельно;
  • Лучший способ борьбы с коррозией — защита и профилактика. Регулярная мойка автомобиля, защитные накладки на уязвимые части и антигравийная пленка продлят жизнь кузова.