Что такое оцинковка автомобиля и как она помогает от коррозии

Авто Mail.ru рассказывает, что такое оцинковка кузова автомобиля, как и сколь долго она может защищать металл от коррозии, и почему в этой борьбе ржавчина все равно побеждает

Всем владельцам автомобилей хочется, чтобы их машины служили долго и не ломались. И даже если вышедшие из строя сложные агрегаты, вроде двигателя или трансмиссии, можно починить или заменить, то с кузовным ремонтом все гораздо сложнее, ведь его главный враг — коррозия.

Коррозия метала автомобиля, ржавчина
Источник: Unsplash

Коррозия — это процесс окисления металла под воздействием кислорода и влаги. Кузов автомобиля ржавеет в любом климате — в мороз влага замерзает в микрополостях кузова и распирает металл, а в жару металл расширяется. Помогают ржавлению химические реагенты, которыми обильно посыпают дороги зимой. Усугубляют проблему различные сколы и микротрещины на кузове, которые появляются в ходе эксплуатации и обнажают металл под слоем краски. Не просто так опытные автоподборщики не советуют искать автомобили с пробегом в Санкт-Петербурге или Москве, где машины ржавеют быстрее, чем в других регионах России.

Как же защитить кузов автомобиля от коррозии? Конечно же, покрыть металл неким защитным слоем. Для этого производители автомобилей перед грунтовкой и покраской кузовных элементов наносят на металл цинковый слой. Цинк сопротивляется воздействию влаги и кислорода — на воздухе происходит быстрое окисление, в результате чего металл покрывается тонкой пленкой оксида цинка, защищающей его от дальнейшей реакции.

Одним из первых в мире автопроизводителей, который начал продавать машины с полностью оцинкованным кузовом, стал Porsche в 1976 году (при этом еще с 1971 года немецкая компания защищала оцинковкой наиболее подверженные ржавчине части кузова). Компании Audi потребовалось десять лет, чтобы последовать примеру и предложить комплексную защиту от ржавчины.

Porsche 911 Carrera 3.0 Coupe [UK-spec] (911) '1976–77
Источник: Porsche

Впрочем, оцинковка — это не панацея от коррозии. Эта технология не способна навсегда защитить металл от ржавчины, и может лишь отсрочить ее появление. Так, в месте скола (например, после прилетевшего в капот камня из-под фуры), начинается борьба коррозии и цинка, заведомо проигрышного для второго. Цинк рано или поздно разрушится, после чего влага и кислород начнут поедать сталь.

Как скоро начнет появляться ржавчина, зависит и от метода оцинковки, толщины цинкового слоя, влажности и температуры. Скорость разрушения слоя в местах повреждения кузова составляет от 1 до 6 мкм в год.

Виды оцинковки кузова

Выделяют четыре способа оцинковки кузова автомобиля. Начнем с цинкометалла — самой дешевой и слабой технологии, которая в современном автопроме если и используется, то только для самых бюджетных машин.

Металлопрокат
Источник: Unsplash

Так, еще на стадии металлопроката формируется защитное покрытие, когда сталь покрывается грунтом с добавлением цинка. Из такого металла затем изготавливается кузов, материал хорошо поддается сварке и формовке, не теряя защитные свойства. Автомобили с кузовом из цинкометалла годятся только для эксплуатации там, где нет высокой влажности. Главный недостаток цинкометалла — полное разрушение защиты при ударах или других повреждениях.

Холодная оцинковка — другая дешевая технология, которая используются производителями бюджетных автомобилей. Цинкование происходит путем нанесения на кузов специальной грунтовки с высоким содержанием высокодисперсной цинковой крошки (около 80−90%) и может выполняться даже в кустарных условиях. Холодная оцинковка боится любых, даже мелких сколов — нет грунта, нет защиты от коррозии. Если маркетологи автомобильных компаний говорят, что при такой оцинковке кузов надежно защищен, — они лукавят.

Мелкоузловая сборка на заводе Москвич
Источник: Москвич

Третий вид оцинковки — гальванический. Его используют большинство автопроизводителей. Метод заключается в погружении кузова в огромную ванну с цинксодержащим электролитом, где под воздействием электрического тока цинк (анод) оседает на поверхности металла (катод). Преимущество способа заключается не только в простоте, но и в однородности защитного слоя. В зависимости от времени выдержки кузова в ванне толщина слоя может составлять до 20 мкм, а производители дают длительную гарантию на такую оцинковку, которая может превышать 10 лет.

Наиболее качественным способом оцинковки кузова автомобиля является горячая — она самая долговечная и устойчивая к коррозии. Этот метод обработки схож с предыдущим, но в ванне вместо электролита используется жидкий цинк, разогретый до температуры от 500  до 4000 . После такой ванны на металле защитный слой толщиной в 10−15 мкм, и кузов может быть защищен от сквозной коррозии на протяжении более 15 лет. Главная особенность горячей оцинковки — процесс самовосстановления, когда при незначительных повреждениях место, в котором образовался скол, может со временем затянуться тонким слоем цинковых отложений.

Таким образом, надеяться на то, что оцинковка спасет ваш автомобиль от коррозии, не стоит. Ржавеют все машины в зависимости от метода их заводской защиты, бережливости автовладельца и условий эксплуатации. И не верьте маркетологам — кузов той или иной машины может быть оцинкован либо частично (к примеру, только пороги), либо формально (цинкометалл или холодный метод).

Матвей Крылов