«Маруся», «Миша» и «Рая»: как создавали правительственные авто

На выставке на ВДНХ можно увидеть рисунки, макеты, прототипы и правительственные автомобили, которые показали впервые. Авто Mail.ru рассказывает о самых необычных их них
Светлана Парфенова
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»

Создание правительственных автомобилей всегда проходит в строжайшей секретности, и все наброски, вариации и альтернативные идеи так и остаются за закрытыми дверьми. Организаторы выставки «Дизайн под грифом “Секретно”, проходящей на ВДНХ на территории музея Гаража особого назначения ФСО России, решили собрать редчайшие рисунки, фотографии, масштабные деревянные и пластилиновые модели, прототипы и автомобили, созданные для первых лиц государства, о существовании которых большинство из нас не знало и не догадывалось.

Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»

Перед вами первый советский лимузин — автомобиль «Ленинград-1», также известный под именем «Красный Путиловец».

На заводе «Красный Путиловец» выпускали тракторы «Фордзон». Это была самая распространенная модель трактора в 1920-е годы, но в 30-х ее конструкция уже считалась устаревшей. Производственные площади решили перевести под выпуск легковых автомобилей высшего класса, но в итоге на «Красном Путиловце» в 1933-м собрали только шесть лимузинов «Ленинград-1». Проект закрыл Сталин, отказавшийся выделять деньги на перестройку цехов: требовалось 2,9 млн рублей в валюте.

Первый советский лимузин был создан на основе Buick 32−90 1932-го модельного года. В конструкции использовался рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 5641 см куб. мощностью 105 л.с.

Секретность с этого прототипа сняли буквально накануне открытия выставки. На фото вы видите созданный в единственном экземпляре прототип «Маруся L2» — таким мог стать автомобиль представительского класса «Седан» из проекта «Маруся “Кортеж”.

Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»

Дизайнеры L2 вдохновлялись внешностью 21-й «Волги» 1956 года выпуска.

Планировалось, что в проект «Кортеж» будет входить целое семейство автомобилей «Маруся». На базе седана L2 хотели сделать лимузин L1, плюс создать внедорожник сопровождения Marussia FB — автомобиль представительского класса SUV, а также микроавтобус «Маруся V1».

Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»

На выставке представлен полноразмерный прототип «Маруся FB», созданный в 2013 году в единственном экземпляре и также рассекреченный буквально накануне ее открытия.

Немного технической информации:

  • Габариты: длина — 4900 мм, ширина — 1940 мм, высота — 1705 мм,
  • База: 3000 мм,
  • Дорожный просвет: 250 мм,
  • Размерность шин: 265/45/20.

Создатели FB черпали вдохновение в облике ГАЗ М-72 1955 года выпуска.

Дизайн под грифом «Секретно»
Источник: Авто Mail

А это прототип А лимузина «Аурус» из проекта «Кортеж».

Единая Модульная Платформа «Ауруса» была разработана в 2014—2015 годах, а осенью 2015 года именно этот лимузин, красующийся сейчас в музее на ВДНХ, был представлен Президенту России и получил положительную оценку.

Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»

Салон прототипа А ЕМП-Лимузина из проекта «Кортеж».

В 1988 году были построены два ходовых прототипа одной из десяти моделей, входящих в «Перечень перспективных легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ». Это были седаны ЗИЛ-4102 без броневой защиты, которым дали прозвища «Миша» и «Рая» — в честь Михаила Сергеевича Горбачева и его супруги. Они отличались друг от друга лишь в деталях, а также окраской.

После начала Перестройки весь проект по автомобилям высшего класса ЗИЛ был закрыт, а из созданных 4102 сохранился только один — седан светлого цвета с именем «Рая».

Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»

Конструкторы и художники работали над проектами правительственных лимузинов во все времена. В СССР Владимир Арямов рисовал футуристические автомобили «Москва» и кабриолеты «Мир». Эрик Сабо предлагал создать неординарный дизайн для правительственных ЗИЛов. Фантазировали на тему «автомобилей власти» Юрий Долматовский, Валентин Ростков, Татьяна Кисилёва. Представлены на выставке и дипломные работы молодых современных дизайнеров.

Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
Дизайн под грифом «Секретно»
7

Выставка «Дизайн под грифом “Секретно” проходит со 2 февраля по 16 апреля в зале сменных экспозиций московского музея Гаража особого назначения ФСО России.

До этого здесь также проводились интересные автомобильные выставки: