Краткая история советских гоночных автомобилей

На ВДНХ проходит выставка, рассказывающая об истории рекордных и гоночных автомобилей СССР. Здесь представлены раритетные машины и коллекция уникальных вещей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
10

Место проведения новой автомобильной выставки на ВДНХ неизменно — зал сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения. На этот раз выставка, объединенная ярким названием «Борьба за скорость», знакомит посетителей с историей советского автоспорта. Здесь показаны уникальные автомобили, которые считались утраченными.

Первым советским гоночным автомобилем, выпускавшимся серийно, стал «формульный» болид «Эстония-3». Первый его образец был создан в 1959 году. В начале шестидесятых было построено еще 36 экземпляров, а сохранился только один, который вы видите на фотографиях. Начиная с 1961 года «Эстонии-3» стали доминирующими на гонках «Формулы 3» и сыграли огромную роль в развитии автоспорта в нашей стране.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей

«Харьков-Л2» считается самым результативным рекордным автомобилем СССР: ему принадлежат 29 рекордов скорости в различных классах. При разработке формы кузова конструктор Лорент сотрудничал со специалистами по аэродинамике и проводил эксперименты в аэродинамической трубе. Автомобиль был построен в 1955 году.

«Харьков-Л3» также сконструирован и построен Эдуардом Лорентом — в 1965 году. Его по праву можно назвать первым советским дрэгстером: на нем осуществлялись заезды на короткие дистанции со стартом с места.

В целях снижения веса автомобиль не имеет стартера и аккумулятора, кузов и колеса изготовлены из легких сплавов. Компоновка обеспечивает максимальную загрузку задних колес.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей

Специально для «Формулы 4» в 1967 году был создан автомобиль «Эстония-15». В нем использовались двигатель воздушного охлаждения и коробка передач от серийного мотоцикла «Иж-Юпитер». Мощность мотора форсировали до 30 л.с.

Позже появилась модернизированная версия с измененными кузовными панелями, направлявшими поток воздуха к двигателю. Она-то и представлена на фото — «Эстония-15М». Всего было изготовлено 83 экземпляра версии «15», включая два опытных, и 138 экземпляров модели «15М».

«Эстония-18» — это автомобиль международной формулы «Восток» (национальной «Формулы 3»), разработанный на базе модели «Эстония-16М». Первый опытный образец был изготовлен в 1972 году. В болиде использовался двигатель ВАЗ-2101 и четырехступенчатая коробка передач.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей

«Эстония-18М» — модернизированная версия автомобиля «Эстония-18». Выпускалась с 1976 по 1977 год. Прототипом модели послужил автомобиль пятикратного на тот момент чемпиона СССР Мадиса Лайва, изготовленный им путем доработок стандартного «18»-го экземпляра.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей

Первый опытный образец «Эстонии-19» был построен в 1975 году. Характерная особенность модели — отсутствие прозрачного щитка. Специально подобранная форма обтекателя вокруг кокпита отражала встречный воздушный поток вверх и в стороны от водителя, образуя постоянный невидимый барьер.

Работа над моделью «Эстония-25» началась в 1987 году, а серийное производство стартовало в 1991-м. В основе конструкции «Эстонии-25» — алюминиевый монокок, заполненный пенополиуретаном, который называли «вспененным пластиком». В автомобиль, в зависимости от соревнований, ставили двигатель от ВАЗ-2106 или 2108, для формулы «Восток» — от ВАЗ-21011 или 2105, для скандинавской «Формулы 4» — от Volkswagen Golf GTi 1,6.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей

«Эстония-8» (1963 год), известная также как «Тарту-1», — один из самых ярких и необычных спортивных автомобилей СССР. Прототипом для этой модели послужил автомобиль Cooper-T49 Monaco. Кузов из стального листа делался цельным, а для доступа к внутренним узлам полностью поднимался вперед. В плавники задних крыльев искусно вписаны фонари от «Волги».

Далее на фото представлен ЗИЛ-112С. Работа над проектом началась в 1958 году. Первый экземпляр был построен в 1961-м. Прототипом при разработке формы кузова, очевидно, послужила модель Ferrari 250 Testa Rossa 1958 года. В конструкции применялись узлы от ЗИЛ-111 и ГАЗ-21. Основу шасси составляла пространственная рама из тонкостенных стальных труб.

В 1963 году был построен второй экземпляр ЗИЛ-112С, отличавшийся от первого дисковыми тормозами всех колес, наличием дуги безопасности за местом водителя, креплением колес и коробчатой формой воздухозаборника на капоте вместо полукруглой. ЗИЛ-112С№ 1 вернулся в Москву в 2019 году и принадлежит сейчас «Мастерской Шаманского». Предстоит долгая и кропотливая реставрация.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей

Спортивный автомобиль «Киев» был построен в трех экземплярах в авиационном ОКБ Антонова. Первый экземпляр обладал закрытым кузовом с дверцами, открывавшимися вверх, и оснащался двигателем «Москвич-407». Второй и третий, построенные в 1960-м, получили открытые кузова. «Киев» № 2 оснащался двигателем от ГАЗ-21, а «Киев» № 3 — агрегатом от «Москвича-407».

Далее на фото представлен экземпляр МАДИ-0620 образца 1984 года, который создавался для международной «Формулы 3». Главным конструктором проекта стал Игорь Васильевич Ермилин.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей

«Победа-Спорт», воссозданная по фотографиям и найденным чертежам на агрегатной базе и шассе «Победы» ГАЗ-М-20, также впечатляет.

Далее на фото представлена «Эстония-9» — первая модель «Эстонии», на которой советские спортсмены в 1967 году приняли участие в Кубке дружбы социалистических стран.

Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
Краткая история советских гоночных автомобилей
10

Выставка «Борьба за скорость» продлится до 9 октября 2022 года. Экспонаты для выставки предоставлены Мастерской Шаманского.

Контент недоступен
Светлана Парфенова