Как выглядела пожарная техника в прошлом веке

В Москве проходит выставка, где представлены экспонаты, связанные с историей пожарной охраны. Рассказываем о самых интересных из них

На ВДНХ проходит выставка «Первые в борьбе с огнем. История пожарной охраны», посвященная работе аварийно-спасательного транспорта. Точнее здесь организованы даже две выставочные зоны. Одна находится в павильоне 53 — в зале временных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России, здесь представлены коллекционные пожарные машины, архивы, мотоциклы и робототехнические комплексы. Вторая расположена на улице — у входа в музей выставлена современная габаритная техника МЧС.

Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
6фотографий

Пожарные машины, представленные в Музее ГОН, — настоящие сокровища коллекционеров, ведь им почти сто лет! А история компаний-производителей и вовсе берет свое начало еще в XIX веке.

Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
6фотографий

Например, компания American LaFrance производила автомобили специального назначения и пожарное оборудование с 1832 года и стала своеобразной авто-легендой Америки. В автомобилях марки были воплощены передовые технические и стилистические решения: аэродинамические формы кабин и оперения, расположение двигателя рядом с водителем либо за кабиной, полный привод. Шасси для пожарной техники фирма изготавливала самостоятельно, а в 1960 году American LaFrance использовала на своих автомобилях газовую турбину мощностью 330 л.с. На выставке представлена машина 1925 года выпуска мощностью 100 л.с.

Также на фото представлена пожарная телега с ручным насосом. Интересный факт: конструкция пожарного насоса была разработана в конце XIX века. Для изготовления цилиндров применяли латунь и красную медь.

Фредерик Скотт Сигрейв с юношества увлекался механикой и изобретательством, и уже в двадцать один год он открыл свою первую фирму — по производству лестниц для фермеров. Лестницы оказались настолько прочными и удобными, что их стали покупать и пожарные. Позже он занялся производством гужевых повозок и противопожарного оборудования — насосов, лебедок и прочего. Первое упоминание о пожарных автомобилях Seagrave относится к 1905 году, это были модели на шасси грузовиков марки Frayer-Miller.

Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
6фотографий

На фотографиях вы видите Seagrave Model 6WT Standard 1927 года выпуска. Под капотом здесь установлен 6-цилиндровый двигатель Seagrave Type F мощностью 80 л.с., оснащенный двойной системой зажигания.

Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
6фотографий

Две предыдущие марки из нашего описания были американскими, а Dennis — это легенда Великобритании. История компании Dennis началась с изготовления велосипедов, а позже братья Джон и Раймонд Деннис собрали свой первый автомобиль, который показали публике в 1898 году, а еще они занимались производством моторных трициклов. Первые пожарные машины были собраны в 1908 году. Насос центробежного типа, устанавливавшийся на всю пожарную технику марки Dennis, чаще применялся именно на европейских машинах, в то время как американцы предпочитали коловратные насосы.

На фотографиях Dennis G-Туре 1929-го года. Автомобиль также относится к коллекции мастерской «КАМЫШМАШ».

Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
6фотографий

Название автомобилей REO расшифровывается, как Ransom Eli Olds — так звали основателя компании. Уже в 1902 году Рансом Эли Олдс наладил крупномасштабное изготовление простых и доступных легковых машин и, фактически, создал автомобильный конвейер намного раньше знаменитого Генри Форда.

Пожарная машина REO Fire Engine, представленная на фото, 1929 года выпуска. Фирма REO также знаменита легковыми автомобилями, самыми известными из которых стали REO Flying Cloud и REO Royale.

Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
6фотографий
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
6фотографий

Из исторических экспонатов также интересны:

  • Пожарная телега с ручным насосом Sedlecko. На телеге установлен двуручный поршневой насос, предусмотрены комплект рукавов для забора воды и рукава для подачи воды к месту возгорания.
  • Ручной пожарный насос на конной тяге, использовался пожарными на востоке Франции.
  • Русская пожарная телега под ручной пожарный насос.
  • Передвижная пожарная лестница второй половины XIX века.

Среди робототехнических комплексов, находящихся в оснащении МЧС, особенно интересны:

  • Дистанционно управляемая мобильная установка пожаротушения ЛУФ-60, которая перемещается на гусеничном ходу. Она может быть снабжена и устройством для передвижения по рельсам. ЛУФ-60 предназначена для ликвидации техногенных аварий и пожаров в автодорожных и железнодорожных туннелях, гаражах, на метрополитене и т. д. Дальность подачи воды 80 метров.
  • Мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения МПК-РП. Предназначен для проведения разведки в очагах возникновения пожаров, для ликвидации техногенных аварий и пр.

Была представлена и различная спасательная мототехника.

Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
Пожарная техника
12

Среди экспонатов, размещенных в уличной зоне музея, можно увидеть автомобиль первой помощи АПП-0,8−40, пожарный аварийно-спасательный автомобиль АСА на шасси «Урал» по­вышен­ной про­ходи­мос­ти, аварийно-спасательные машины для доставки групп спасателей и комплекта оборудования к месту чрезвычайной ситуации, пожарную автолестницу АЛ-50 (65115) и другую технику.

Выставка «Первые в борьбе с огнем. История пожарной охраны» будет открыта на ВДНХ до 7 августа.