В этот обзор мы включили новинки, действительно появившиеся в продаже у российских дилеров «вживую» в 2022 году. О моделях, чьи премьеры состоялись, но реальные поставки отложены на 2023 год, мы расскажем в отдельном материале. Также в эту публикацию мы не стали включать единичные экземпляры или мелкие партии тех или иных машин, ввозившиеся «серыми» дилерами и по каналам «параллельного импорта» — с ними пока много проблем, особенно с гарантией. В этом материале речь пойдет о том, что можно было приобрести официально.
«Японцы», «корейцы» и «немцы»: пришли и ушли
Некоторые новинки этого года можно назвать «фантомными». Они вроде бы вышли на рынок, а вроде бы и нет. В случае с некоторыми марками в начале года старт продаж был объявлен официально, а потом вскоре свернут. Другие же только успели объявить цены и ввезти первые партии машин, которые на несколько месяцев зависли на складах в ожидании улучшения ситуации. Впоследствии эти экземпляры без особого шума были распроданы, и модели фактически покинули рынок.
Один из печальных примеров — Kia Sportage нового поколения. Производство этой модели в России стартовало 21 февраля. Начало продаж намечалось на второй квартал, но так и не было объявлено. В мае отдельные экземпляры были замечены на стоянках у дилеров. Впоследствии их стали распродавать, причем по ценам до 5 млн рублей! О возобновлении производства Kia в России больше разговоров не ведется.
Похожая судьба постигла флагманский седан Kia K9: поставки начались еще в конце 2021 года, но провести официальную премьеру и начать отгружать машины дилерам до конца февраля не успели. Много месяцев корейцы ждали улучшения ситуации, а в сентябре просто выложили прайс-лист на эту новинку на своем сайте и начали распродавать ввезенные зимой экземпляры. Новых поставок не ожидается.
Заказы на новый Lexus LX начали принимать 1 февраля, и до конца зимы машины обещали начать выдавать клиентам. Подробности об этой новинке — в нашем материале «Первый тест-драйв нового Lexus LX».
Крупный кроссовер Nissan Pathfinder нового поколения появился у российских дилеров в середине февраля. Автомобили импортировали из США, кто-то успел купить машины из первой ввезенной партии, но следующих партий наш рынок не дождался.
Аналогичная история — с рамным внедорожником Isuzu MU-X. Официальный старт продаж намечался на 1 марта. Накануне мы даже успели протестировать один из первых экземпляров, ввезенных в РФ. Подробности — в материале «Редкий вид – тест рамного внедорожника Isuzu MU-X».
Прием заказов на «космические» минивэны Hyundai Staria стартовал 17 февраля. Тогда же корейский однообъемник успел побывать на нашем тесте. Подробности — в материале «Тест-драйв Hyundai Staria – и минивэны могут быть крутыми!». Марку Hyundai на российском рынке постигла та же судьба, что и Kia.
Также 17 февраля начали принимать заказы на экстремальные седаны и хэтчбеки Audi RS 3. Через неделю стало известно, что Audi прекратила отгрузку машин российским дилерам.
Можно припомнить еще новую BMW 2-й серии, которая даже начала встречаться на дорогах Москвы — официальный старт продаж был совсем близок. Но так и не состоялся.
Новинки российского автопрома: «Москвич», Еvolute и Sollers
Одной из главных премьер года, судя по статистике просмотров наших публикаций, стал кроссовер «Москвич 3», запущенный в производство минувшей осенью. Первые экземпляры начали поступать к дилерам в конце декабря. Напомним, что под именем «Москвич 3» на бывшем заводе Renault в Москве начали собирать китайскую модель JAC JS4. Пока поставки идут в 11 столичных салонов, после Нового года «Москвич» начнет развивать дилерскую сеть в городах-миллионниках. Подробности — в материале «Новый «Москвич»: объявлена цена и комплектация».
Еще больше рынок ждал обновленную Lada Vesta: премьера состоялась 22 февраля, и планировалось, что уже в апреле машины появятся у дилеров. На деле же полноценный выход на рынок не состоялся до сих пор. Несколько сотен собранных экземпляров из первой партии попали в продажу летом (причем по заоблачным ценам), но массовое производство не началось — его перенесли на 2023 год. Так что по факту мы эту модель еще не дождались. Даже на тест-драйвы новинку «АвтоВАЗ» пока не дает.
Зато в этом году на свет появились две новые российские марки — Evolute и Sollers. Обе они, как и «Москвич», занимаются выпуском китайских моделей, на которые поставлены российские бренды. Электромобили Evolute выпускаются на липецком предприятии «Моторинвест» и представляют собой не что иное как седаны и кроссоверы Dongfeng. А Sollers под своей маркой собирает микроавтобусы и грузовички JAC. Производство развернуто на бывшем совместном предприятии «Форд Соллерс» в Елабуге.
В октябре на рынок вышел электрический седан Evolute i-Pro (одноклассник Kia Cerato и Hyundai Elantra). Новинку преподносят как первый российский электромобиль серийного производства, но во многом эта модель уже знакома россиянам. В основе тут Nissan Bluebird Sylphy, который с 2012 по 2018 год выпускался на «АвтоВАЗе» под именем Nissan Almera. То была версия с традиционным двигателем. А теперь мы получили электрический вариант, созданный китайской компанией Dongfeng. Подробности — в материале «В продаже появились электромобили Evolute, выпущенные в России».
В ноябре «Моторинвест» объявил о запуске производства и старте продаж своей второй модели — электрического кроссовера i-Joy. Как и в случае с седаном, в основе тут — китайская модель. Кроссовер i-Joy — это по сути Dongfeng Fengon E3 образца 2019 года, который поставляют на экспорт под именем Seres 3. Это одноклассник таких моделей, как Nissan Qashqai и Skoda Karoq. Подробности — в материале «Российская марка Evolute выводит на рынок кроссовер: цены».
В декабре у дилеров появились китайские аналоги «Газелей» и Ford Transit, которые начали выпускать под маркой Sollers. Эта компания старается заполнить пустоту, возникшую на российском рынке небольших грузовиков и микроавтобусов: в 2022 году 12 из 14 марок, выпускающих легкий коммерческий транспорт, покинули российский рынок. Теперь на предприятии в Елабуге (бывший совместный завод «Форд Соллерс», на котором выпускался Ford Transit) наладили производство китайских моделей под российской маркой. Первыми машинами под брендом Sollers стали JAC Sunray и N25/N35. Их назвали Sollers Atlant и Sollers Argo. Первый — это аналог «Газелей» и Ford Transit. Второй — грузовичок-головастик вроде знакомого нам Hyundai Porter. Подробности — в материале «Машины российской марки Sollers сравнили с Ford Transit».
«Китайцы»: 6 новинок и 6 обновлений
В этом году китайские бренды стали самыми продаваемыми иномарками на российском рынке, и от поставок новинок на российский рынок почти никто из производителей не отказался. Большинство свежих моделей из КНР побывали в 2022 году на наших тестах. Поэтому не будем сейчас подробно останавливаться на каждой из них, а приведем ссылки на подробные материалы.
Одна из любопытных новинок нашего рынка — брутальный внедорожник Haval Dargo, появившийся в продаже в начале лета. О его достоинствах и недостатках — в нашем материале «Тест-драйв Haval Dargo – что скрыто за крутым дизайном?».
Осенью в Россию пришла новая китайская марка: стартовали продажи кроссовера-фастбека Omoda C5. Это еще один дочерний бренд под крылом Chery, но тут упор на модный имидж. Об этой новинке — в нашей публикации «Первый тест кроссовера Omoda – какие перспективы у новой марки».
Еще одна новая марка на нашем рынке — электромобильный бренд Skywell. Его первой моделью на нашем рынке стал дорогой «паркетник» Skywell ET5. О нем — в статье «Тест-драйв Skywell ET5: чем интересен китайский электрокроссовер».
Весной у российских дилеров появился небольшой премиум-кроссовер Exeed LX — самая доступная на нашем рынке модель Exeed (это «люксовое» подразделение Chery). Летом мы опробовали переднеприводную версию: «Тест-драйв Exeed LX — хорош ли “премиум-китаец”?». В декабре в продаже появилась модификация с полным приводом.
Летом в продаже появился кроссовер Changan Uni-K — китайский аналог Lexus RX. Вот подробности цен и комплектаций.
Наконец, мы дождались свежего поколения Changan CS55 Plus, старт продаж состоялся в декабре.
В уходящем году мы получили новый флагман от Chery — Tiggo 8 Pro Max. По сути это не новая модель, а топовая модификация «восьмерки»: ее отличает иная внешность, наличие полного привода и более мощный мотор. Подробности — в материале «Тест самого крутого кроссовера Chery – чем хорош Tiggo 8 Pro Max?».
Похожее обновление получил младший кроссовер Chery Tiggo 4: в продаже появилась рестайлинговая версия Tiggo 4 Pro.
Также из любопытных обновлений знакомых моделей стоит вспомнить Exeed TXL 2.0 в версии Sport Edition. Этот спортивный кроссовер мы протестировали в августе.
А обновленный Haval F7 мы тестировали весной.
Кроме того, еще две китайские модели добрались в этом году до нашего рынка в рестайлинговых вариантах: Changan CS35 Plus и Geely Tugella.