При наступлении морозов и формировании снежного покрова некоторые системы автомобиля испытывают дополнительные нагрузки, в особенности при соприкосновении с водой, грязью и снегом. Чаще всего страдают тормозные механизмы, которые примыкают к ступицам колес и подвергаются агрессивному воздействию внешней среды. Что происходит с ручным тормозом, который используется для долговременной фиксации машины, и как обеспечить его бесперебойную работу?
Механический тормоз
Ручной тормоз может быть нескольких конструкций. Наиболее распространен механический тип, где усилие на колодки передается за счет рычага в салоне. Рычаг имеет фиксатор, который не позволяет ему двигаться назад, а затяжка механизма осуществляется за счет металлического тросика.
Проблема в том, что в этом случае усилие передается через всю систему рычагов и приводов, которые при каждой активации вынуждены держать нагрузку в течение нескольких часов, из-за чего вероятность поломок резко возрастает. Поэтому механический привод подвержен поломкам и плохо работает уже через пять лет эксплуатации.
Чаще всего преет и переламывается «рубашка» тросика, через которую внутрь тросика проникает вода и замерзает на морозе. Поэтому активные поездки по лужам в оттепель могут обернуться заблокированным «ручником» в ночные заморозки.
Примерзнуть могут и колодки, когда капельки воды проникают в механизм задней ступицы и концентрируются между затянутыми колодками и поверхностью тормозного барабана. В этом случае их размораживают с помощью теплой воды, которой поливают барабан. Правда после этого тормозные механизмы придется просушить, воспроизведя несколько раз активное торможение.
Дисковые тормоза замерзают реже, потому как они хорошо проветриваются и из-за специфики конструкции препятствуют застаиванию воды.
Ручной тормоз должен быть в исправном состоянии, так как затягивать его необходимо всегда. Современные механические коробки отличаются по конструкции от старых трансмиссий и не могут удерживать автомобиль на месте во время стоянки без ручного тормоза.
Что касается автоматов, то установка автомобиля только в режим «P» может привести к лишним нагрузкам на фиксатор вала. Поэтому на машинах с автоматическими трансмиссиями тоже требуется активация стояночного тормоза.
Автоматический тормоз
Еще один тип механизма стояночного тормоза появился лет десять назад на премиальных автомобилях и в последующие годы стал активно применяться на машинах бюджетного сегмента. Это автоматический механизм, который срабатывает в ряде случаев даже без участия водителя. Если человек забыл поставить машину с «автоматом» на паркинг, открыл дверь и вышел, то программа понимает, что транспортное средство осталось без управления и затягивает «ручник». Кроме того, тормоз активируется, если включить режим помощи на остановках, при котором автоматика будет сама удерживать машину на месте до тех пор, пока водитель не нажмет на педаль газа.
Автоматический «ручник» может использоваться даже на высоких скоростях. В этом случае он задействует штатную гидравлическую систему тормозов и блок ABS. А на скорости ниже 10 км/ч используется специальный электромеханический привод. Электромотор через зубчато-ременную передачу связан с редуктором, который усиливает затяжку, чтобы затянуть задние колодки и жестко зафиксировать тормозной диск.
Проблема этого типа стояночного тормоза видится в электромеханическом приводе. Он не замерзает, как тросовый, но может закиснуть при длительном простое, если машина простояла несколько недель в мокром месте. Может также перегореть предохранитель, из-за чего электрозатягивающий элемент перестает работать.
«Затянуть» электромеханический стояночный тормоз водитель может даже при заглушенном двигателе, а вот отпустить — только включив зажигание и нажав педаль тормоза. Поэтому если автомобиль не заводится, то затащить его на эвакуатор или отбуксировать на прицепе будет невозможно. Поэтому необходимо следить за функциональностью аккумулятора и проверять его заряд, чтобы всегда обеспечивать быстрый запуск мотора.
Кроме того, автоматический стояночный тормоз требует обслуживания и периодической проверки ремня привода редуктора. При его обрыве механизм перестает работать.
Владимир Гаврилов