Автоматическая коробка удобна в вождении и облегчает жизнь ее владельцу, однако при неправильном ее использовании могут начаться проблемы с техникой. Такая простая процедура, как установка автомобиля на «паркинг», требует соблюдения некоторой последовательности действий, иначе ресурс трансмиссии резко снижается. Как же правильно устанавливать автомат в режим «P»?
Устройство механизма фиксатора парковки
Автоматическая коробка в современных автомобилях не имеет механического привода с кулисой переключения режимов. Связь выполняется в цифровом виде по проводам через электронный блок. При переводе рукоятки в режим D «автомат» получает электронный сигнал, и гидравлические механизмы, клапаны гидроблока и фрикционы переводят планетарные шестерни в нужное зацепление.
Таким же способом «автомат» меняет режимы «R», «N» и прочие. Если же водитель допустил ошибку и, к примеру, вместо «N» попал рычагом в паз заднего хода «R», то автоматика не даст включиться передаче и поможет избежать повреждения трансмиссии. Электронный блок проигнорирует команду и оставит коробку на нейтрали.
Однако при постановке «автомата» на паркинг «P» задействуется иной механизм. Парковочный режим имеет прямую механическую связь с автоматической коробкой через металлический тросик.
Привод перемещает специальный кронштейн с коромыслом, на конце которого стоит фиксатор. Этот механизм расположен на валу коробки, где имеет колесо с прорезями, похожее на шестерню. При попадании фиксатора в паз, происходит жесткое его зацепление.
Если водитель передвинет рукоятку управления коробкой на «паркинг», то фиксатор намертво схватывает вал. При этом электроника не вступает в действие и только от водителя зависит, насколько жестким будет это включение.
К примеру, если водитель по ошибке включит режим «P» на высокой скорости, то автоматика не сможет предотвратить переход коробки в опасный режим. Фиксатор накинется на зубья и водитель услышит громкий скрежет.
Это коромысло перескакивает по зубьям и хрустит, теряя часть металла. В коробке остается мелкая стружка, которая представляет опасность для трущихся механизмов. В худшем случае зуб фиксатора может обломиться и остаться внутри трансмиссии.
Парковка на склоне
Примерно такая же ситуация, но в меньшем масштабе, происходит и при ежедневной парковке на склоне. Нередко водители торопятся и включают режим «P» еще до остановки автомобиля. Тогда ощущается небольшой удар, которому обычно не придают значения.
Однако несколько таких ударов ежедневно в течение нескольких лет приводят к усталостным разрушениям металла. И после 10−15 лет эксплуатации, когда усталостные деформации достигают критической величины, зуб фиксатора может отвалиться даже при небольшом толчке.
Кроме того, водители нередко при установке машины на «паркинг» на уклоне забывают затянуть ручник. В этом случае вес стоящей под уклоном машины напирает на зубья вала и вызывает в них внутренние напряжения, которые действуют в течение многих часов стоянки.
Особенно опасно, когда машина висит на зубьях неделями или месяцами, если водитель пользуется подобным неудачным местом. Для новой машины это не страшно, а вот для автомобилей с большими пробегами подобные испытания не всегда заканчиваются хорошо. Фиксатор ломается в самый неожиданный момент, и трансмиссия требует серьезного ремонта.
Как же правильно парковать машину?
Во время постановки автоматической коробки на «паркинг» важно убрать избыточную нагрузку с фиксатора и зубьев вала коробки. Для этого перед включением режима «P» необходимо затягивать ручной тормоз. Алгоритм выглядит следующим образом. Сначала водитель останавливает машину и, не отпуская педали тормоза, дергает ручник на себя.
В этом случае автомобиль распределяет нагрузку на тормозные механизмы и диски. Затем, когда транспортное средство надежно зафиксировано, можно отпускать педаль тормоза и устанавливать селектор автомата в режим «P».
Владимир Гаврилов