Пять отечественных концептов с причудливыми названиями

Авто Mail вспоминает концепт-кары, получившие очень необычные имена
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Советским экспериментальным разработкам часто присваивались скучные канцелярские обозначения с комбинацией цифр и букв. Иногда доходило до смешного — машина грандиозная и выдающаяся, а ее, с позволения сказать, имя формальное донельзя.

К концу восьмидесятых ситуация несколько поменялась. Производители начали придумывать своим опытным творениям вполне себе человеческие названия. Иногда довольно забавные и оригинальные.

АЗЛК-2143 «Яуза»

Клиновидный силуэт, короткий «хвост» багажника и необычные боковые «витрины» — таким в конце восьмидесятых дизайнеры столичного предприятия видели преемника «Москвича-2141» с неожиданным именем «Яуза».

АЗЛК-2143 «Яуза»
Москвич - 2143 «Яуза»
АЗЛК-2143 «Яуза»
АЗЛК-2143 «Яуза»
АЗЛК переплюнул в вопросах смелости названий очень многих. Достаточно вспомнить «Князя Владимира», «Юрия Долгорукого» и «Ивана Калиту»

Художники нарисовали стремительный облик с низким капотом, высоко задранной задней частью кузова и сравнительно узким остеклением, которое дополнили вторым уровнем.

Секции ниже подоконной линии опускались, а выгнутые верхние окна сделаны стационарными. Экспериментальный образец изготовили в 1991 году с использованием компонентов «сорок первого» «Москвича». В оснащение вошли электростеклоподъемники и бортовой компьютер.

АЗЛК-2139 «Арбат»

Старинную московскую улицу прославлял не только великий поэт Булат Окуджава. В 1991 году завод построил концептуальный минивэн в ее честь. Автомобилю «повезло» родиться в очень сложный для страны период и не иметь надежды на конвейерное будущее.

АЗЛК-2139 «Арбат»
АЗЛК-2139 «Арбат»
Москвич - 2139 «Арбат»
АЗЛК-2139 «Арбат»

При ближайшем рассмотрении в его экстерьере проступают черты американского футуристического однообъемника Chevrolet Lumina APV. У российской машины схожий характер центральной стойки и оформление боковых окон. Кузов, пластмассовый на стальном каркасе, как и у заокеанской модели. В основе переднеприводное шасси от «сорок первого» «Москвича».

Сборку хотели организовать на заводе автоматических линий в Калужской области. Сколько бы семей осчастливил такой «Арбат» с салоном-трансформером, регулируемой длиной подушек передних сидений, многофункциональным рулем и цифровой панелью приборов.

ВАЗ-1151 «Гном»

«Поеду помою и заправлю своего “Гнома”», — такими фразами могли обмениваться отечественные автомобилисты, если бы тольяттинская компания в девяностые годы таки организовала выпуск микрокара с милым именем и симпатичной внешностью.

ВАЗ-1151 «Гном»
ВАЗ-1151 «Гном»
ВАЗ-1151 «Гном»

Концепт и впрямь гном, на фоне которого «Ока» покажется полноразмерной машиной. Его длина — 2550 мм, ширина — 1440 мм, высота — 1400 мм. Масса — 280 кг, словно у мотоцикла. В год планировали выпускать по десять тысяч экземпляров, однако затея оказалась непосильной.

Доступное и экономичное транспортное средство с моторчиком мощностью 28−30 л.с. наверняка обрело бы немало поклонников на постсоветском пространстве. Также на базе «Гнома» был создан экспериментальный электромобиль ВАЗ-1152 «Эльф» с начинкой опытной «Оки-Электро». В 1992 году он принял участие в ралли экологичной техники в Монте-Карло и занял второе место среди прототипов.

Lada Rapan

Один из самых нетривиальных концептов АвтоВАЗа с какой стороны ни глянь. Дело в том, что рапаны — это хищные морские переднежаберные брюхоногие моллюски из семейства иглянок. Они обитают в красивых раковинах, но выглядят отталкивающе и вредят устричным хозяйствам. В общем, не самое автомобильное имечко.

Лада Рапан '1998
Источник: Lada

Эта Lada тоже не от мира сего: необычная и дерзкая. Компактные габариты хорошо сочетаются с отнюдь не доброй внешностью городской пираньи. Такому персонажу пошел бы маленький высокофорсированный турбонаддувный двигатель, но он довольствовался электрической силовой установкой. Проект дебютировал в 1998 году и ныне находится в музее АвтоВАЗа.

ГАЗ-230810 «Атаман Ермак»

К исторической точности названия не придерешься — завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич в действительности был казачьим атаманом.

Прославляющий его внедорожник из конца девяностых годов не блещет изысканностью и нарочито непропорционален со своим почти вертикальным лобовым стеклом и огромным пузырем кабины. Зато вместительный, рассчитанный на десятерых, и очень практичный!

«Ермак» базировался на рамном шасси пикапа «Атаман» и имел шансы попасть на конвейер. В начале нового тысячелетия на предприятии началась масштабная реорганизация и данное направление свернули.

Жаль, семейство обещало быть интересным — с бензиновыми и дизельными двигателям вплоть до V-образных «восьмерок», полным приводом и блокировками межосевого и заднего дифференциала.