Где сейчас можно увидеть экспонаты из закрытого музея АЗЛК?

Здание Музея АЗЛК было разобрано в этом году, но его экспонаты живы, а найти их можно в Музее Транспорта Москвы

Напоминаний об Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (он же Московский автомобильный завод имени КИМ, МЗМА и ОАО «Москвич») в столице остается все меньше и меньше. На части бывшей территории завода построили офисные и жилые здания, на части создан Технополис «Москва», часть территории выкупил «Автофрамос», а в этом году было разобрано здание музея АЗЛК (легендарная «тарелка»).

Музей АЗЛК
Источник: Авто Mail.ru

Сам музей прекратил работу уже более 10 лет назад, а почти всю коллекцию автомобилей перевезли в музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу. После проведенных преобразований в январе 2020 года был создан Музей Транспорта Москвы, и коллекция АЗЛК теперь находится именно в нем. В 2023 году музей планирует переехать в здание Гаража Мельникова на Новорязанской улице, а пока на территории ВДНХ в павильоне № 26 «Транспорт СССР» открыта экспозиция под названием «Мечта Москвича».

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

Серийные авто, прототипы, гоночные модели и более 300 артефактов здесь представлены в кинематографическом жанре «байопик». Путь главного героя (автомобиля «Москвич») показан со всех точек зрения: от съемок в главных советских кинолентах и участия в международных соревнованиях до жизни завода и создания прототипов, о которых вы, возможно, и не знали.

А начинается история с КИМ-10 — первого советского малолитражного автомобиля. В музее вы увидите и КИМ-10−50 и фаэтон КИМ-10−51. Первые опытные образцы КИМ-10 увидели свет в апреле 1940 года. Планировалось, что в 1941 году будет выпускаться 50 000 машин в год, но началась война. К этому времени сделали всего 500 автомобилей.

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

«Москвич-400» — первый советский автомобиль, который можно было купить в личное пользование. В самом начале производства это был почти точный двойник Opel Kadett K38. В музее представлен автомобиль 1954 года выпуска. Такой «Москвич» мог разгоняться до 90 км/ч, а расход топлива составлял 8 литров на 100 километров.

Те, кто хочет узнать больше о разработке и истории КИМа, а также подробности о «Москвичах» всех поколений, могут прочесть море интересного на информационных стендах, красиво оформленных вдоль стены. И это, определенно, настоящая фишка музея: все автомобили экспозиции сопровождаются подробным описанием, историческими фотографиями, редкими тематическими вещицами.

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

А сколько здесь представлено моделек!

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

Перед вами «Буратино» — грузопассажирский универсал, выпускавшийся в 1949—1957 годах. Деревянные фургоны не поступали в открытую продажу, а отправлялись, в основном, на автобазы Министерства связи СССР для перевозки почты и контейнеров с монетами из телефонов-автоматов. Почему вообще они были деревянными? После войны страна переживала дефицит стального проката, и металл экономили.

Напротив «Буратино» — экспонат из коллекции Политехнического музея, уникальное пособие по анатомии «Москвича-401».

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

«Москвич-407» стал самым популярным советским автомобилем первой половины 1960-х, а в 1958-м он получил золотую медаль на выставке в Брюсселе и долго пользовался спросом за рубежом. Представленный в музее миллионный «Москвич» (им стал 408-й, сошедший с конвейера в мае 1967 года) собран как раз в экспортном исполнении. Кстати этот экземпляр не выставлялся на продажу, а сразу отправился в заводскую коллекцию.

410-й «Москвич» стал полноприводным и сочетал в себе кузов 403-го с ходовой частью внедорожника. Передний мост подключался напольным рычагом, в трансмиссии была предусмотрена понижающая передача.

Двухмиллионным автомобилем АЗЛК стал «Москвич-412». Эта модель, кстати, стала самым массовым автомобилем завода.

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

А вот 408 «Турист» от «Мастерской Шаманского» — 2-дверный хардтоп-кабриолет со съемным пластиковым верхом, остеклением передних дверей без рамок и посадочной формулой 2+2.

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

Следующая часть экспозиции посвящена автоспорту. Вы же знали, что заводская команда «Москвичей» была одной из самых сильных в стране и первой из СССР добилась успехов на мировой арене? В декабре 1968 года в межконтинентальном ралли-марафоне «Лондон-Сидней» все четыре «Москвича-412» успешно добрались до финиша и заняли четвертое место в командном зачете. А еще группа конструкторов разработала гоночные «формулы». Вершиной эволюции гоночных машин АЗЛК стал «Москвич-Г5» (1969−1972).

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

А как вам эти смелые концепт-кары? Например, было построено всего три внедорожника «Москвич-2150» — в качестве опытного образца: две машины с брезентовым верхом и одна с закрытым цельнометаллическим кузовом. А вот прототип С-1 1970 года, получивший на заводе прозвище «Крокодил Гена». С-3 был облагороженной, но упрощенной версией С-1. На АЗЛК С-3 считали предсерийным, но в итоге министр автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков решил, что завод должен перейти на передний привод, и идею заднеприводных авто больше не развивали.

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

«Москвич 3−5−6» — это шестой вариант перспективного седана, который должен был сменить 412-ю модель не позднее 1975 года. Москвич-2139 «Арбат» должен был стать первым советским минивэном: три ряда кресел обеспечивали семь посадочных мест, устанавливался мультифункциональный руль, панель приборов с цифровым тахометром и прочие прогрессивные решения. Развивать новую модель планировалось в начале 90-х после достройки нового двигательного цеха, но ни того, ни другого не случилось.

«Яузу» готовили на смену 2141. Двухэтажное остекление появилось ради неопускаемых гнутых стекол, которые улучшали аэродинамику. Автомобиль был оснащен новым карбюраторным мотором, полным приводом, бортовым компьютером. Комплектация «Истры» 1985−1992 годов впечатляет даже сейчас: подъемные двери, подушки безопасности, навигационная система, проектор изображения на ветровое стекло, АБС, пневмоподвеска, вариатор, полный привод. В 1993 году все работы по проекту «Истра» были остановлены.

В музее представлен и «Москвич-2141». И даже электропикап 2335. В конце выставочного маршрута посетители попадают в зал временной экспозиции «А. Ф. Андронов: думы о труде». Она рассказывает об основных этапах жизненного пути главного конструктора завода МЗМА-АЗЛК, создателя автомобилей «Москвич» — Александра Федоровича Андронова.

Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК
Музей АЗЛК

В рамках выставки «Мечта Москвича» доступна экскурсия с гидом и аудиоэкскурсия. А еще музей регулярно проводит паблик-токи и мастер-классы в лектории павильона. Будьте внимательны, выставка на ВДНХ открыта для посетителей до конца мая 2022 года, выходной день — понедельник.