Когда в России увеличат скоростной лимит

В последнее время много говорят о пересмотре скоростных лимитов. Поедем ли быстрее?

Рассуждения о перспективах скоростных ограничений на российских дорогах в последнее время не покидают новостные ленты. Причем порой информация кажется весьма противоречивой. Начал очередной виток дискуссии главный дорожный постовой страны Михаил Черников, который высказался о возможности увеличения предельной скорости на отдельных российских трассах до 150 км/ч.

Следом вышла новость о запрете министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым использования сотрудниками Госавтоинспекции ручных радаров — отныне штрафовать можно только с помощью камер. В этом контексте журналисты не преминули напомнить о том, что МВД по-прежнему не поддерживает инициативы о снижении нештрафуемого порога превышения скорости. А вот решение столичных властей о снижении скоростных ограничений на ряде городских улиц, включая Тверскую, многих удивило.

Несмотря на неоднократный призыв убрать лишние ограничения, на дорогах их по-прежнему в достатке
Новый скоростной режим на четырех улицах в центре Москвы
Новый скоростной режим на четырех улицах в центре Москвы
Новый скоростной режим на четырех улицах в центре Москвы
Новый скоростной режим на четырех улицах в центре Москвы
Новый скоростной режим на четырех улицах в центре Москвы

На самом деле никаких противоречий нет. Разговор о необходимости системного пересмотра установленного на дорогах страны скоростного режима идет уже не первый год. Речь даже не столько об ограничениях как таковых, сколько об их обоснованности реальной опасностью.

Бессмысленные ограничения на прямых ровных участках, «забытые» знаки после окончания ремонтных работ, «рваный» режим, когда водителю предлагают то разогнаться, то затормозить без видимых на то причин. За невнимательность сразу же штрафуют: в прошлом году было вынесено более 130 миллионов штрафов за превышение, львиная доля из которых — в автоматическом режиме. К сожалению, пока что дальше пожеланий о наведении порядка дело не пошло. Во всяком случае, видимых изменений немного, и водители продолжают недоумевать по поводу многочисленных «писем счастья». Но раз воз и ныне там, может, пора волевым решением отменить любые ограничения (например, как это сделано на некоторых немецких автобанах), дав водителям возможность самостоятельно оценивать степень риска?

Скоростные лимиты — проблема мирового масштаба

Скорость, а точнее ее неверный выбор — это один из общепризнанных факторов риска, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Об этой проблеме вспоминают все последние годы даже на уровне Генеральной ассамблеи ООН в принимаемых каждые два года резолюциях.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения, приводят ряд фактов в пользу ограничений. Например, увеличение скорости движения на каждый 1 км/ч ведет к росту количества смертельных ДТП на 4−5%. Превышение установленного в России лимита для населенных пунктов в 60 км/ч всего на 5 км/ч оборачивается трехкратным ростом риска стать участником аварии, а +10 км/ч равносильно управлению транспортным средством водителем, в крови которого содержится 0,8 промилле алкоголя. Имеются научно доказанные факты по поводу принятых в Европе и, видимо, получающих распространение в России городских ограничений в 30 и 50 км/ч. Вероятность выжить у пешехода при наезде на него автомобиля на скорости 30 км/ч составляет 90%, на 50 км/ч — 40%, а вот при 60 км/ч шансы стремятся к нулю.

Каждый четвертый погибший — жертва нарушения скоростного режима

В нашей стране нарушения скоростного режима, которые привели к ДТП, обычно рассматривают в двух ипостасях: превышение установленного ограничения скорости и ее несоответствие условиям движения. Если на первую приходится 10% всех аварий, то на вторую — оставшиеся 90! Точность этих цифр вызывает некоторые сомнения, ведь превышение можно установить лишь в одном из трех случаев: признание самого водителя, совершение ДТП непосредственно под камерой и получение результатов автотехнической экспертизы. Зато любое происшествие, причины которого неочевидны, легко списать как раз на невнимание к внешним факторам: погоде, видимости, гололеду, состоянию дорожного покрытия и тому подобному. Это когда про водителя говорят «не справился с управлением».

Как бы там ни было, ошибки в выборе скоростного режима в прошлом году суммарно привели к 23,3 тысячам аварий, в которых погиб 3551 человек и почти 30 тысяч получили ранения. Чаще всего излишняя спешка оборачивалась съездом с дороги (36%), столкновением транспортных средств и наездом на препятствия (по 16%), а также на пешеходов (11%). В городах, поселках и деревнях происходит 57% таких ДТП. А вот количество погибших, наоборот, выше за городом (55%), что становится следствием более высокого темпа в целом.

Последствия ДТП на Шелепихинской набережной в районе д. 34, корп. 2, где автомобиль протаранил несколько машин.
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Может показаться странным, но виновниками более половины таких аварий становятся опытные водители, стаж которых — не менее 15 лет. Эти же происшествия характеризуются максимальной тяжестью последствий (количество погибших на 10 пострадавших). Каждое пятое ДТП вследствие нарушения скоростного режима приводило к смерти почти в 40% случаев.

В России самые лояльные законы в отношении скорости

Штрафы за превышение установленных ограничений в России в целом невелики. По крайней мере, они точно не соответствуют общественной опасности нарушения. Вряд ли хоть в одной развитой стране за движение по городу на 120 км/ч водитель сможет отделаться менее чем 10 долларами штрафа (при условии оперативной оплаты). Весьма вероятно, что в какой-нибудь Швейцарии посадят в тюрьму, ну, а если повезет, то просто лишат прав. Штраф в несколько тысяч евро тоже не исключен. Вопреки распространенному мнению, у нас одни из самых высоких ограничений скорости в мире. Какими бы ни были скоростные ограничения в будущем, важно понимать высокую цену излишней спешки, даже если установленный лимит не превышен.

Алексей Лучников