Дорожные камеры, которыми увешаны улицы и магистрали, учатся фиксировать новые виды нарушений. На сегодняшний день большинство автовладельцев даже не представляют, какой штраф может прийти в «письме счастья» с фотографией, сделанной тем или иным комплексом фотовидеофиксации.
Авто Mail.ru попросил экспертов компании «МВС Груп», занимающейся установкой и обслуживанием комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в Московской области, рассказать о том, как работают эти приборы и что они умеют.
Новые возможности дорожных камер
За последние несколько лет комплексы фотовидеофиксации начали массово оборудовать нейросетевыми технологиями, что в разы расширило возможно автоматического контроля за соблюдением ПДД. Например, в Москве комплексы уже фиксируют разговоры по мобильнику.
Еще пару-тройку лет назад дорожные камеры в Московской области начали распознавать:
- Непристегнутый ремень безопасности
- Непредоставление преимущества пешеходам на переходе
- Проезд ж/д переезда на запрещающий сигнал светофора
- Выезд на запрещающий сигнал светофора (игнорирование знака 6.16 «стоп-линия»)
- Поворот направо не из крайнего правого ряда
- Пересечение разметки, обозначающей «островок безопасности»
Также в Подмосковье на базе дорожных камер работает аналитический комплекс, позволяющий на основе получаемых данных прогнозировать места возникновения новых очагов ДТП. Кроме того, комплексы фиксации нарушений помогают Минэкологии контролировать вывоз строительных отходов в Московскую область из столицы и регионов. За первый год работы они способствовали сокращению числа несанкционированных свалок на 46%.
Ну и конечно же сеть дорожных камер подключена к системе «Паутина». С ее помощью полицейские ищут угнанные автомобили. При необходимости сотрудники ГИБДД могут отследить авто определенной марки и модели, с определенным номером.
Что умеют камеры фиксации нарушений
«Скат»
Стационарный/передвижной комплекс с автоматическим измерителем скорости и фотофиксацией
- Тип комплекса: радарный
- Диапазон измерения скорости: 5−250 км/ч
- Погрешность ±2 км/ч
- Длина зоны контроля: 1 - 40 м
Может фиксировать следующие виды нарушений ПДД:
- Превышение скорости;
- Движение по обочине;
- Движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на ней;
- Выезд на полосу встречного движения;
- Выезд на трамвайные пути встречного направления;
- Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
«Форсаж»
Стационарный комплекс фотовидеофиксации нарушений
- Тип комплекса: оптический
- Диапазон измерения скорости: 0−300 км/ч
- Погрешность ±2 км/ч
- Длина зоны контроля: 1- 75 м
Может фиксировать следующие виды нарушений ПДД:
- Превышение скорости;
- Движение по обочине;
- Движение по полосе для маршрутных транспортных средств;
- Выезд на полосу встречного движения;
- Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением;
- Проезд на красный свет;
- Заезд за стоп-линию;
- Запрещенный поворот налево;
- Поворот из неразрешенного ряда;
- Непредоставление преимущества пешеходу на переходе;
- Нарушения правил проезда ж/д переезда.
«Оскон»
Передвижной комплекс фотовидеофиксации нарушений
- Тип комплекса: радарный
- Диапазон измерения скорости: 10−250 км/ч
- Погрешность ±2 км/ч
- Длина зоны контроля: 5 - 100 м
Может фиксировать следующие виды нарушений ПДД:
- Превышение скорости;
- Нарушения правил проезда ж/д переезда;
- Нарушение правил движения по полосам, встречного разъезда и обгона;
- Несоблюдение правил движения по автомагистралям;
- Проезд на красный свет или запрещающий сигнал регулировщика;
- Нарушение правил остановки и стоянки;
- Несоблюдение требований дорожных знаков и разметки;
- Непредоставление преимущества пешеходу на переходе;
- Непредоставление преимущества в движении маршрутным ТС и спецтранспорту с включенными проблесковыми маячками;
- Несоблюдение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
«Автоураган»
Стационарный комплекс фотовидеофиксации нарушений
- Тип комплекса: оптический
- Диапазон измерения скорости: 1−255 км/ч
- Погрешность ±1 км/ч до 100 км/ч и ±2 км/ч свыше 100 км/ч
- Длина зоны контроля: 1 - 75 м
Может фиксировать следующие виды нарушений ПДД:
- Превышение скорости;
- Проезд на красный свет;
- Заезд за стоп-линию;
- Нарушения правил проезда ж/д переезда;
- Проезд под запрещающий знак;
- Выезд на трамвайные пути встречного направления;
- Проезд по велосипедным и пешеходным дорожкам, а также тротуарам;
- Движение по обочине;
- Выезд на полосу встречного движения;
- Непредоставление преимущества пешеходу на переходе;
- Движение по полосе для маршрутных транспортных средств;
- Проезд грузовиков там, где это запрещено;
- Незаконная установка фонаря легкового такси;
- Незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы такси;
- Проезд с превышением разрешенной массы;
- Перестроение через сплошную линию на протяженном участке дороги.
Зачем камеры измеряют скорость разными способами?
Действующие в Подмосковье камеры («Форсаж», «Скат», «Автоураган» и «Оскон») могут контролировать скорость двумя способами: по одиночке или парами. При том, что эти методы отличаются условными названиями — «контроль мгновенной скорости» и «контроль средней скорости на участке» — измерения и расчеты производятся по тому же принципу. Разница лишь в длине участка дороги — в несколько метров под камерой или в несколько километров между двумя комплексами. Но зачем такое разнообразие?
Во-первых, контроль средней скорости используется не только для отслеживания соблюдения ПДД, но и для успокоения трафика на определенном участке дороги. По данным недавнего исследования Института транспортной политики НИУ ВШЭ, использование двух камер положительно влияет на манеру вождения, уменьшает число опасных, резких маневров и обгонов.
Во-вторых, установка на много километровом участке трассы двух камер вместо трех или четырех для «мгновенного контроля скорости» — это способ экономии средств на дорожную безопасность при сопоставимом снижения аварийности в местах с несколькими очагами ДТП. А в-третьих, это еще и позитивный эффект на экологию от равномерного движения трафика. Например, в Нидерландах возле трассы с участком контроля средней скорости было зафиксировано улучшение качества воздуха.
Зачем вообще нужны эти комплексы?
Многие автомобилисты не задумываясь ответят — чтобы «стричь» с них деньги. Однако, по словам экспертов, главная цель всех мер по безопасности дорожного движения — сократить до минимума число дорожных жертв. И благодаря автоматическому контролю соблюдения ПДД мир постепенно движется к давно поставленной цели — к нулевому показателю смертей на дорогах.
Эффективности использования дорожных камер есть подтверждение. По данным Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, там, где появляются комплексы фотовидеофиксации, количество погибших снижается примерно на 70%. Связь между количеством дорожных камер, снижением числа аварий и их жертв также подтверждает Научный центр МВД.
За 10 лет количество комплексов фотовидеофиксации на дорогах увеличилось в 4 раза, а аварий на одно зафиксированное нарушение при этом стало в 15 раз меньше. Кроме того количество дорожных происшествий и их жертв сократилось. Если в 2011 году в России было зафиксировано почти 200 тысяч ДТП и 27 953 погибших, то в 2021 году аварий стало уже 133 тысячи, а погибли 14 874 человека.