Депутаты предлагают отбирать права за нарушения, зафиксированные камерами

Госсовет Татарстана предложил лишать водителей прав за нарушения, зафиксированные дорожными камерами

Сейчас за повторный выезд на встречную полосу движения и превышение скорости более чем на 60 км/ч водительского удостоверения можно лишиться, только если нарушителя остановил инспектор ДПС. Автоматические комплексы в этом случае высылают владельцу транспортного средства штраф в 5 тыс. руб. Штрафы «не дают результатов», пришли к выводу татарские парламентарии, поэтому суды, рассматривая дела о лишении прав, должны также принимать в качестве доказательств материалы видеофиксации.

Проект поправок к КоАП РФ, которые парламент Татарстана направил на рассмотрение в совет законодателей при Госдуме, предполагает «усиление мер ответственности за повторное нарушение правил обгона и скоростного режима». Изменения вносятся в ст. 12.9 КоАП (превышение скорости), ст. 12.15 (нарушение правил разъезда или обгона), а также ст. 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола).

Стационарный комплекс СКАТ
Комплекс ФОРСАЖ
Комплекс ОСКОН
Комплекс АВТОУРАГАН

В настоящий момент за повторное превышение скорости движения более чем на 60 км/ч (ч. 7 ст. 12.9 КоАП) и повторный выезд на встречную полосу (ч. 5 ст. 12.15 КоАП) нарушителя могут лишить прав на один год. Непременное условие: нарушения должны быть выявлены сотрудником полиции. В случае фиксации тех же составов автоматическими комплексами владельцу автомобиля грозит штраф в 5 тыс. руб. В этом случае администрирование предусмотрено без составления протокола сотрудником ГИБДД и последующего судебного разбирательства.

Госсовет Татарстана предлагает унифицировать подход и лишать прав собственников транспорта, даже если нарушения скоростного режима и правил обгона зафиксировали камеры.

Авторы поправок полагают, что мера «окажет действенный эффект на нарушителя». В пояснительной записке приводится следующая статистика. Из-за выезда на встречную полосу движения в Татарстане в прошлом году произошло 389 ДТП (11,6% от общего количества), а в целом по стране — 10,9 тыс. аварий (8,6%). «Привлечение водителя к административной ответственности за нарушение правил обгона не дает результатов, и он повторно совершает аналогичное правонарушение», — утверждают парламентарии. Так, за 2022 год за повторный выезд на встречку в Татарстане возбудили 461 административное дело, что на 19% больше, чем за предыдущий год.

В татарстанском парламенте напоминают, что в 2021 году в УК РФ появилась ст. 264.2, по которой к уголовной ответственности могут привлечь за неоднократное совершение обгона в нарушение правил дорожного движения, а также за нарушение скоростного режима более чем на 60 км/ч. Однако из-за того, что нарушения должны фиксироваться сотрудниками полиции, а не камерами, жалуются авторы инициативы, в республике смогли возбудить лишь два таких дела, а по всем регионам — 45.

Читайте также
Дорожная камера
Сколько нарушений могут фиксировать дорожные камеры?
Специалисты по монтажу и обслуживанию комплексов фотовидеофиксации нарушений рассказали Авто Mail.ru о возможностях современных камер, которые мы видим на дорогах

Депутаты подчеркивают, что сейчас нарушения ПДД фиксируются в основном камерами.

Так, в прошлом году в регионе за повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч и 80 км/ч центром автоматической фиксации нарушений (ЦАФАП) было вынесено 10,9 тыс. постановлений, а за повторный выезд на встречную полосу движения — 69. За этот же период инспекторами ДПС по ч. 7 ст. 12.9 КоАП возбудили всего 9 дел, а по ч. 5 ст. 12.15 — 392. Аналогичная картина наблюдается и в целом по РФ. ЦАФАП по ч. 7 ст. 12.9 вынесено 235 тыс. постановлений, по ч. 5 ст. 12.15 — 31,7 тыс. Инспекторы ДПС возбудили 151 и 11,2 тыс. дел соответственно.

Экс-депутат Госдумы, основатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков отмечает, что наказание только в виде штрафа за нарушения, зафиксированные камерами, введено неслучайно: «Процессуальные документы оформляется в упрощенном порядке: без присутствия водителя, без опроса его в группе разбора, без составления протокола». Он добавляет, что «камеры часто ошибаются» и «могут быть подкручены». «Как мы можем автоматом лишить водителя прав? Ведь камера не видит, кто за рулем?» — недоумевает господин Лысаков. В качестве решения проблемы эксперт предлагает увеличить количество инспекторов на дорогах, «а еще лучше вывести группы скрытого патрулирования».

Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
Рейд ДПС
Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»
6фотографий

Заместитель председателя комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку Александр Чубаров заверил «Ъ», что инициатива республики не отменяет установленного порядка: «Лишение прав будет в любом случае по решению мирового суда».

Однако, подчеркнул он, «в настоящее время суды по делам о лишении водительских прав принимают только материалы о выявленном инспектором правонарушении»: «Мы же предлагаем, чтобы материалы видеофиксации принимались как доказательства».

Отметим, ранее ГИБДД имела право применять на дорогах ручные камеры-детекторы («фены» на водительском сленге), фотографии и видео с которых направлялись в суды для лишения прав. Но 1 июля 2022 года глава МВД Владимир Колокольцев запретил эту практику без объяснений причин. Суды, как следствие, практически прекратили лишать прав за скорость, о чем рассказывал «Ъ» в начале мая.

Кирилл Антонов, Казань