Как правило, о необходимости замены охлаждающей жидкости водитель узнает жарким летом, когда двигатель его автомобиля начинает перегреваться — это может произойти и в тех ситуациях, когда уровень антифриза становится недостаточным. Но видов антифриза на полках магазинов настолько много, что выбрать правильный не так и легко. Что нужно знать?
Немного истории
На заре автомобилестроения в радиаторы двигателей заливали обыкновенную воду. Конечно, в зимних условиях это накладывало на водителя дополнительные обязанности — перед ночной стоянкой воду нужно было слить (при замерзании вода расширяется, что может привести к повреждению радиатора или трубок), а перед поездкой — снова залить в машину.
Кроме того, детали постепенно покрывались накипью, которая ухудшала охлаждение и могла забить тонкие трубки радиатора. Наконец, постепенное повышение рабочей температуры мотора привело к тому, что вода перестала справляться с функцией охлаждения двигателя.
Так появился антифриз — жидкость, которая не замерзает до определенных температур. Как правило, порог замерзания у стандартного антифриза находится в районе −40 градусов, но в регионах с суровым климатом применяются охлаждающие жидкости, не замерзающие до −65 градусов.
Первые антифризы создавались на основе метанола или этанола, но быстро теряли свои свойства из-за выкипания спиртов. Не прижились и охлаждающие жидкости на основе глицерина или хлористого кальция. Впоследствии главным компонентом антифризов стал этиленгликоль — его смесь с водой обеспечивала нужную стойкость к замерзанию.
Однако этиленгликоль на фоне высоких температур обладал повышенным коррозионным воздействием, что потребовало внедрения в состав охлаждающей жидкости специальных присадок, препятствующих повреждению шлангов, трубок и радиаторов. Происхождение этих присадок и привело к появлению принципиально разных видов антифриза. Какие они?
С неорганическими ингибиторами
Первое поколение этиленгликолевых антифризов имело пакет присадок-ингибиторов (замедляющих коррозионную реакцию) на основе неорганических солей — боратов, фосфатов, силикатов и так далее. При заливке такого антифриза в двигатель соли оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения и образуют пленку, защищающую детали от коррозии.
Именно таким, кстати, был и советский «Тосол». Принято считать, что он предназначался только для заливки в двигатели отечественных автомобилей, но это не так — по своему составу он не слишком отличался от других антифризов с неорганическими ингибиторами.
Недостатков у этого типа антифризов немало. Во-первых, это короткий срок эксплуатации — тот же «Тосол» предписывалось менять раз в 1−3 года или 60 тысяч километров. Во-вторых, пленка, которую образовывают соли, ухудшает теплообмен, а неорганические соединения разрушаются при росте температуры свыше 105 градусов. Поэтому в современных двигателях с высокой рабочей температурой такая охлаждающая жидкость применяться не может. А продукты износа, представляющие собой взвесь твердых частиц, «бьют» по водяному насосу.
С органическими ингибиторами (карбоксилатные)
Ужесточение экологических требований привело к повышению температурного режима работы двигателей, так что недостатки антифриза «традиционного» типа становились все более очевидными. И под новые моторы была разработана охлаждающая жидкость с ингибиторами коррозии на основе металлических солей карбоновых кислот — так называемые карбоксилатные антифризы.
Карбоксилатные антифризы отличаются от предыдущего поколения охлаждающих жидкостей увеличенным сроком службы (до 5 лет) и лучше защищают металлические детали от коррозии и кавитации. Но также они обладают лучшей текучестью, что при малейшей негерметичности системы приводит к течам.
Кроме того, при заправке им системы охлаждения, в которой ранее работал антифриз с неорганическими ингибиторами, происходит взаимодействие присадок. В итоге это приводит к нерациональному расходованию содержащихся в нем соединений органических кислот и сокращению срока службы, а в отдельных случаях может случиться накопление в системе охлаждения мелкодисперсной взвеси, резко снижающей противопенные и противокавитационные свойства карбоксилатного антифриза.
Из-за этого карбоксилатные антифризы нужно применять главным образом в новых автомобилях, система охлаждения которых изначально с завода была заправлена антифризом данного типа. Переход с антифриза предыдущего поколения на карбоксилатный требует промывки системы охлаждения и замены старых уплотнений и шлангов, могущих вызвать течь охлаждающей жидкости. Смешивание антифризов различных типов категорически не рекомендуется.
Гибридные
Следующая ступень в прогрессе охлаждающих жидкостей — появление гибридных антифризов. В них добавлен смешанный пакет присадок — основу составляют неорганические соли, а остальное это карбоксилаты.
Поэтому антифриз гибридного типа обеспечивает комбинированную защиту — присадки на основе неорганических солей сразу оседает на стенках деталей и препятствует их коррозии. А карбоксилатная часть вступает в реакцию в тех местах, где защитное покрытие повреждается.
Разумеется, гибридные антифризы совмещают и минусы обоих типов. Толстое защитное покрытие ухудшает эффективность охлаждения. Но и служит такая охлаждающая жидкость дольше, чем с неорганическими ингибиторами.
Лобридные
Последнее на данный момент поколение антифризов на этиленгликолевой основе (может использоваться и более дорогой, но и более безопасный полипропилен). Они содержат органические ингибиторы коррозии в сочетании с соединениями кремния, обеспечивающими дополнительную защиту алюминиевых сплавов. Это актуально для двигателей современных автомобилей, блоки цилиндров которых в основном отливают из «крылатого металла».
Повышенная температура кипения (до 135 градусов) лобридных антифзиров позволяет их использовать в наиболее теплонагруженных современных двигателях. Заявленный срок службы таких антифризов может достигать 10 лет или до 200 тыс. км (то есть, заводская заправка системы охлаждения считается «пожизненной», на весь срок службы автомобиля).
Как определить, какой вашему автомобилю нужен антифриз
Некоторые автолюбители ориентируются по цвету антифриза, но так лучше не делать! Сама по себе охлаждающая жидкость прозрачна, а производители добавляют красители, чтобы проще было контролировать его уровень, искать места утечек, а также «привязать» потребителей к определенной марке антифриза.
Широко применяется классификация, внедренная концерном Volkswagen. Гибридный антифриз обозначается индексом G11 и имеет зеленый цвет. Органические G12 и G12+ имеют красный краситель. А современные лобридные охлаждающие жидкости G12++ и G13 — фиолетовые. Однако разные производители могут менять цвета — общего стандарта в индустрии по-прежнему нет.
Поэтому лучше всего ориентироваться по сопроводительной документации к машине — инструкции по эксплуатации, сервисной книжке или табличек на кузове, где может быть указан буквенно-числовой код или производитель антифриза (торговая марка). Если все перечисленное отсутствует, помогут поисковые серверы.
Можно ли смешивать антифризы
Смешивать разные антифризы не рекомендуется, так как взаимодействие содержащиеся в них присадок может существенно снизить характеристики охлаждающей жидкости или срок ее службы. А, например, тот же концерн VW напрямую запрещает смешивать антифризы категорий G11 и G12.
Если вы точно знаете, какой антифриз залит в двигатель вашего автомобиля, то лучше при замене продолжать использовать ту же конкретную охлаждающую жидкость. Если вдруг случилась незапланированная утечка или просто упал уровень антифриза, но при этом вы не знаете его марку или нужной нет в магазине, то можно долить дистиллированной воды. И при первой же возможности заменить жидкость целиком.
Нужно ли часто менять антифриз
Здесь следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля или сервисным рекомендациям. Само собой, срок службы в первую очередь зависит от типа антифриза — в случае использования современных лобридных жидкостей он может и в принципе не понадобиться.
Но если антифриз помутнел, на его поверхности заметны масляные разводы, или вдруг пришлось смешать две разных охлаждающих жидкости, то нужно при первой же возможности поменять антифриз целиком.