В мае 2022 года в России куплено 27 458 штук новых легковых автомобилей, что на 2% меньше, чем в рекордно плохом апреле, и это новое «дно». Такие цифры публикует аналитическое агентство «Автостат», опираясь на данные о регистрациях машин в ГИБДД.
Если сравнивать с пандемийным апрелем 2020 года, когда, как казалось, продажи катастрофически упали, новый результат в шесть (!) раз хуже. Тогда за месяц разошлось 171,4 тыс. шт.
Более того, в 1999 году, когда страна продолжала переживать тяжелый экономический кризис, на авторынке в среднем продавалось 82 тысячи новых машин в месяц.
В Топ-10 самых продаваемых марок теперь уже вошли три китайских бренда — Chery, Haval и Geely. В феврале был один лишь Haval. Примечательно, что Chery, которая до этой весны не входила в десятку, в апреле поднялась на седьмое место, а в мае уже на пятое.
Марка | Продано (шт.) |
---|---|
Lada | 6656 |
Kia | 3576 |
Hyundai | 3097 |
Renault | 2183 |
Chery | 1661 |
Nissan | 1233 |
Haval | 1220 |
Skoda | 1095 |
Geely | 905 |
Toyota | 870 |
Отметим, что марка Renault, полностью ушедшая из России, все еще в лидерах продаж. На складах еще есть остатки машин, но доступными их уже не назовешь. Скажем, за Renault Duster в богатой комплектации просят более 2,2 млн рублей.
Сейчас рынок душат сразу три тяжелейших фактора. Во-первых, дефицит машин, обусловленный тем, что уже три месяца почти все автозаводы России стоят, а импорт у большинства марок парализован.
Во-вторых, за те модели, что еще остались на складах, просят огромные суммы: цены резко взлетели вверх в марте из-за падения рубля, а нынешнее укрепление российской валюты не стало поводом для большинства марок снижать цены.
В-третьих, ставки по кредитам очень выросли, а процент одобрений стал меньше.
Уже есть примеры, когда марки, слишком задравшие цены в марте, начинают возвращать цены на прежний уровень, чтобы взбодрить продажи, но это пока исключение, и на общих результатах авторынка еще не сказалось.
Возобновление производства на российских автозаводах буксует: «АвтоВАЗ» и несколько других предприятий планировали вновь запуститься в мае, но не смогли. Теперь объявлено, что производство машин в Тольятти возобновится 8 июня, но речь лишь об одной модели — Lada Granta в «упрощенной» версии без АБС и подушек, а также многих других атрибутов современного автомобиля. Заменить импортные компоненты пока нечем.
Следующей моделью, которая пойдет в производство, как ожидается, станет Niva Legend («старая Нива»). Ее также будут делать в «упрощенном» виде.