Среднеразмерные седаны – немецкая классика и бестселлеры на местном рынке. Там, на родине, это, в основном, корпоративный сегмент (где доля некоторых моделей превышает 60%), а в России Audi A4 и Mercedes-Benz C-класса – выбор тех, кому нужна машина престижной марки, но при этом не хочется походить на водителя такси или нет необходимости в крупном автомобиле. Audi A4 пятого поколения с обозначением B9 представили еще в 2015 году, а обновленная A4 добралась до нас в 2020-м. И тест-драйв Audi A4 показал – ей все еще есть что противопоставить даже совсем «свежему» C-классу!
Спортпакет меняет все
Уже много лет бытует мнение, что дизайнеры «большой немецкой тройки» специально рисуют невыразительные бамперы и колеса базовых модификаций, чтобы покупатели заказывали машины со спортпакетами. Возможно, консерваторы и люди старших поколений с этим не согласятся, но обвес S Line действительно очень хорошо подходит угловатому «лицу» Audi A4.
Крупные воздухозаборники, отсутствие хромированных деталей, эффектное углепластиковое «лезвие» на крышке багажника, большие выхлопные патрубки (настоящие!) и необычный синий окрас преображают скучную «корпоративную» машину в эффектный спортседан. Заменить бы только колеса – из-за черного цвета они совсем теряются в арках. Тем более, без заниженной подвески расстояние от шин до крыла слишком бросается в глаза.
Mercedes-Benz пошел другим путем – в российском представительстве сразу поняли, что новый С-класс будет машиной нишевой, для любителя, поэтому уже в базовую комплектацию с говорящим названием Sport для нашего рынка входит обвес AMG Line и 18-дюймовые колеса. Снаружи С-класс удачно маскируется под более крупную и статусную «Ешку», но в белом цвете его не спутают с «бизнес-такси».
Кнопки против сенсоров
Внутри C-класс удачно маскируется под флагманский S-класс – архитектурой интерьера с двумя раздельными экранами и мультимедийным комплексом MBUX второго поколения до недавнего времени могли похвастать только эти две модели, лишь совсем недавно к ним присоединился новый кроссовер Mercedes-Benz GLC.
Комплекс MBUX работает безупречно, доступ к основным функциям реализован обычными кнопками, есть и «быстрое» меню, где можно отключить электронные системы помощи водителю или настроить разные режимы движения. Классно реализована и атмосферная подсветка: снижаешь температуру в салоне – дефлекторы системы вентиляции кратковременно «синеют», повышаешь – «краснеют». Мелочи, а настроение создают! И пассажиры удивляются.
Но есть нюансы. Материалы отделки простоваты, к сенсорным «кнопкам» на руле нужно привыкать, а главное – широкий центральный тоннель и огромный экран оставляют мало пространства водителю и переднему пассажиру. Так что людям крупной комплекции явно будет некомфортно.
В салоне Audi хочется заплакать… от счастья. Какой красивый блок климат-контроля с чудесными щелкающими круглыми рукоятками, в которые вписаны маленькие экранчики. И настоящий рычаг робота DSG, на который удобно ложится кисть. Интерьер A4 можно назвать воплощением классики и практически образцом эргономики. Увы, такого в будущих поколениях мы уже не увидим. Если, конечно, автопроизводители не одумаются и не вернут впоследствии то, что действительно удобно, а не то, что позволяет сэкономить и «модно» выглядит.
Материалы отделки салона Audi тоже лучше, чем в «Мерседесе». Главное, что портит интерьер – нелепо торчащий поверх панели огромный экран. И зачем ему такие габариты, если и по функционалу, и по графике, и по быстродействию система MMI Navigation plus все равно уступает современной MBUX? А вот опциональная музыка Bang & Olufsen в Audi ожидаемо играет ярче и мощнее, чем базовая в С-классе. Но Mercedes-Benz за доплату также будет оснащен акустикой Burmester.
Технический прогресс
Мы взяли два седана с полным приводом, но по технической части у них достаточно много различий. Audi A4 45 TFSI auattro – это канонические бензиновые два «турболитра» мощностью 249 л.с. семиступенчатый робот DSG с двумя сцеплениями и трансмиссия quattro ultra – уже не та, что с межосевым дифференциалом Torsen, а с подключаемой задней осью.
Mercedes-Benz C 200 4Matic – это уже… гибрид, но не полноценный, подзаряжаемый, а так называемый «мягкий». Полуторалитровому турбомотору помогает 48-вольтовый стартер-генератор, который добавляет 20 л.с. и 200 Нм крутящего момента с самых «низов». Конечно, динамику сравнивать нет смысла, 197-сильный «Мерседес» даже по паспорту проигрывает более мощной Audi – 7,1 секунды разгона до сотни против 5,8. И чем больше скорость, тем дальше отрывается синий седан.
Однако в городе приятнее ездить именно на «Мерседесе». Благодаря электрической «надстройке» мотор едва заметно глохнет при остановках и без каких-либо вибраций оживает снова – Mercedes-Benz способен излечить израненные дергаными системами Start/Stop души!
Прекрасно ладит мотор и с девятиступенчатым автоматом, коробка все делает вовремя и не путается в передачах. А в спортивном режиме Mercedes-Benz удивляет скоростью переключений – будто это не классическая гидромеханика, а робот!
Робот DSG у Audi тоже весьма шустрый, но… только в режиме dynamic. В auto или «комфорте» коробка настроена уж слишком расслабленно и не торопится переходить на пониженные, пока не подстегнешь ее нажатием правой педали до упора. А в пробках DSG все так же досаждает небольшими рывками. Впрочем, стоит признать, что современные версии DSG работают гораздо лучше прежних.
Зимой во время первого тест-драйва нового «Мерседеса» C-класса мы уже выяснили, что он позволяет весело поездить боком даже при полностью неотключаемой ESP – здесь подключается передняя ось. Но и Audi со своей «Ультрой» – отнюдь не промах поскользить! Трансмиссия охотно отправляет крутящий момент на заднюю ось, так что с ноября по апрель водителю A4 скучно не будет.
Но и на асфальте оба седана подарят море удовольствия. «Немцы» традиционно хороши на высоких скоростях, поэтому движение по шоссе не вызывает ни малейших проблем - отличная курсовая устойчивость и невосприимчивость к боковому ветру позволяют играючи пожирать сотни километров. На извилистых дорогах Audi радует «прозрачным» рулем, а Mercedes-Benz – классным балансом шасси с нейтральной поворачиваемостью. К тормозам и работе электронных ассистентов водителя претензий не возникло, но у Audi управление круиз-контролем вынесено на отдельный подрулевой рычажок, что неудобно.
Что лучше – Audi или Mercedes-Benz?
Девятиступенчатая коробка позволяет «Мерседесу» держать более низкие обороты на высоких скоростях, поэтому мотора почти не слышно, но в Audi меньше пробиваются шумы от дороги, так что здесь паритет. А вот в дальнюю поездку вчетвером лучше отправляться на A4 – сзади здесь немного просторнее. C 200 потребляет меньше топлива, но Audi это отчасти компенсирует более емким бензобаком – 68 литров против 60.
C-класс удивляет стойкостью подвески на плохих дорогах – энергоемкость очень хороша! И при этом кузов не слишком сотрясается от типичных городских неровностей: люков, стыков, заплаток, трамвайных путей. По плавности хода он лучше, чем Е-класс! Audi как раз не очень любит дефекты покрытия с острыми краями.
Глупо было ожидать провала от двух бестселлеров немецких марок – и его не случилось. Новый Mercedes-Benz C-класса значительно прибавил в комфорте и стал просторнее сзади. Но спереди тут тесновато, а кому-то может не хватить динамики с полуторалитровым двигателем. Тем более, доступен он всего в двух версиях – С 180 и С 200 4Matic.
У Audi выбор шире – доступны еще переднеприводные машины с моторами 2.0 TFSI мощностью 150 и 190 л.с. И, несмотря на свой возраст, A4 подтвердила, что по-прежнему является одним из сильнейших игроков в классе. У нее удобный и качественный салон, отличная динамика и широкие возможности по комплектации – Mercedes-Benz C-класса в этом плане достался нам в «урезанном» виде. Причем у A4 есть и версии с кузовом универсал – обычный Avant и «приподнятый» allroad quattro.
Впрочем, в нынешней ситуации рассчитывать стоит только на остатки машин у дилеров – новых поставок нет и пока не предвидится. За самую доступную Audi A4 со 150-сильным мотором попросят не меньше 5 миллионов рублей. Более мощные A4 в исполнении Sport – это уже 5 с лишним миллионов. А хорошо оснащенные полноприводные седаны переваливают и вовсе за 8!
Mercedes-Benz C-класса обойдется дороже – примерно от 5,5 миллионов рублей за заднеприводный C 180 (150 л.с.) до 8-9 миллионов за C 200 4Matic Sport Plus. Так что за право обладания новой моделью, модным интерьером «как у S-класса» и за более комфортную езду в городе придется доплатить.