Кто виноват?
Один мой знакомый сдал в несложный, но достаточно ответственный ремонт свой дорогой и мощный спорткар. Оговоренные три-четыре дня закончились, однако сервис все время придумывал какие-то отговорки.
Если сначала они выглядели более-менее правдоподобно — поставщик не успел вовремя привезти деталь, потом мастер, который разбирал машину, заболел, а в сервисе, мол, не хотели, чтобы собирал авто кто-то другой, кто не помнит, как там все устроено. Но постепенно отговорки становились все более нелепыми, а сроки затянулись уже совсем до неприличных.
Сильно занятой бизнесмен не всегда имеет возможность просто так тратить время на разъезды по сервисам, поэтому мой приятель поступил проще — он позвонил в мастерскую и огорошил администрацию следующим текстом:
— Вы что, разбили мою машину?
— Да нет, что вы!!! — ответили ему в сервисе. — С чего вы взяли?
— А мне в соцсетях об этом написали.
Внезапно трубка умолкла и обреченно констатировала, что да, все так и есть — ремонт, о котором просил владелец, был закончен уже на следующий день после приемки автомобиля, но молодой-горячий механик не мог отказать себе в удовольствии «прохватить» по территории автосервиса на мощном крутом автомобиле.
Итог — сломанный бампер, замятое крыло и разбитая фара. Следы столкновения на бампере и крыле сервис успел ликвидировать, а вот фару на эксклюзивный автомобиль быстро найти не получилось, пришлось ждать. Если бы мастеру-приемщику удалось «потянуть резину» еще неделю, хозяин машины так ничего бы и не узнал.
Ситуации, когда автомобиль получает повреждения в автосервисе, не всегда связаны с разгильдяйством и халатностью персонала, как это было в случае с моим знакомым. Автомобиль может повредить клиент, неаккуратно заезжающий в сервис (именно поэтому по территории предприятия машины предпочитают перемещать сотрудники, да и вообще — посторонних очень неохотно пускают в ремзону).
Машина может получить повреждения в ДТП при диагностике неисправности или тестовой поездке после ремонта — к сожалению, далеко не все неисправности можно продиагностировать на подъемнике, иногда тест-драйв просто необходим.
Что делать, если машину повредили на сервисе?
А вот ответственность за них почти всегда так или иначе несет руководство автосервиса, хотя по закону возмещать ущерб должно лицо, которое его нанесло.
Впрочем, не всегда такие варианты устраивают владельца: даже если ремонт возникшего повреждения был выполнен максимально качественно, многим психологически трудно принять то, что из небитого автомобиль превратился в битый.
К тому же, в случае внимательного покупателя это может дорого обойтись при последующей продаже автомобиля, существенно понизив его рыночную стоимость. Каких-либо однозначных решений в этом случае не бывает — стороны конфликта договариваются как могут и как умеют.
Как в такой ситуации максимально обезопасить себя? Юристы рекомендуют:
- Тщательно заполняйте акт приемки автомобиля и следите, чтобы в нем были указаны все дефекты и не указано несуществующих, везде стояли необходимые подписи.
- За этим же нужно проследить и потом, когда будете забирать автомобиль, не ограничивайтесь внешним осмотром — проверьте, чтобы все бумаги были в порядке.
- Периодически лично проверяйте состояние автомобиля при долгих ремонтах и постарайтесь максимально быстро заехать в сервис, если вам начинают рассказывать про увеличение сроков ремонта. Не можете приехать лично — воспользуйтесь психологическим трюком моего знакомого.
- Если на машине установлен GPS-датчик, периодически проверяйте местоположение авто: нередко механики используют транспорт клиентов в качестве «разъездного». Если у вас есть сомнения, что машина находится там, где вы ее оставили, а приехать и проверить не можете, — «забудьте» в бардачке «очень важную» визитку и по телефону попросите мастера-приемщика продиктовать вам данные с нее..
- Внимательно осматривайте машину перед тем, как покинуть сервис, в случае малейших проблем — вызывайте мастера-приемщика, а если это не помогает, то и его начальника — и так вплоть до руководства предприятия.
- Не уезжайте из автосервиса, не зафиксировав в том или ином виде повреждения автомобиля. Это может быть соответствующий акт, подписанный ответственным лицом сервиса, фото- и видеосъемка повреждений, а уж в самом крайним случае, когда руководство пытается «отпереться» от всего, от чего только можно, — полицейский протокол.
- Автосервисы не очень любят судиться, как и автовладельцы. Постарайтесь найти устраивающий всех компромисс. В случае с моим знакомым он согласился пойти на мировую только тогда, когда сервис полностью оплатил замену всех поврежденных запчастей на новый оригинал у официального дилера с покраской крыла и бампера по заводской технологии.
- В любой непонятной ситуации не пренебрегайте помощью опытного юриста, особенно если дело может обернуться судом — часто из-за ошибки в составлении документов суд может уменьшить выплату, а то и вовсе не принять иск к рассмотрению.