На что смотреть при выборе любой подержанной машины?

Авто Mail.ru составил список рекомендаций по выбору автомобиля с пробегом своими силами. Куда стоит заглянуть в авто, чтобы не купить «кота в мешке»?

Безумные ценники в автосалонах и дефицит новых автомобилей подтолкнули многих россиян к поиску альтернативы на вторичном рынке. Несмотря на то, что продаваемые сейчас машины с пробегом — это зачастую откровенный хлам, найти достойные экземпляры по разумной цене все же реально.

Автомобиль на подъемнике в автосервисе
Источник: Unsplash

А если бюджет покупки ограничен, то можно сэкономить, например, на услугах автоподборщика. Для этого важно знать, на что в первую очередь смотреть в подержанном автомобиле перед тем, как отвезти его на диагностику в сервис. И какие сигналы машина подает покупателю видом и состоянием своих деталей.

Приведем пять основных моментов, которым стоит уделить пристальное внимание при самостоятельном осмотре подержанной машины после того, как проверены все ее документы, история владения, юридическая чистота и прочие формальности. Ведь обнаруженные недочеты могут не только уберечь от неудачной покупки, но и стать поводом для серьезного торга.

Кузов

Это один из трех самых дорогих, а также трудоемких в восстановлении элементов любого автомобиля. Поэтому в первую очередь нужно оценить его состояние, чтобы не тратиться на кузовной ремонт после покупки авто. Подтвердить или опровергнуть безаварийное прошлое машины могут несоответствие тона окраски (так называемый разнотон), блеска и шероховатости разных деталей кузова. Все они должны быть одинаковыми.

«Гуляющие» зазоры вокруг дверей, капота и багажника, а также на стыке крыльев и бамперов — часто являются признаком дешевого и некачественного ремонта. Свежая окраска кузова также может скрывать от покупателя повреждения, ремонт или ржавчину.

Поэтому при оценке даже идеального на вид авто стоит сравнить толщину лакокрасочного покрытия у нескольких деталей в разных точках с помощью простейшего толщиномера, который можно заказать в интернете. В первую очередь — у крыльев, дверей, крышек капота и багажника, а также порогов.

Ржавчина
Источник: legion-media.ru

Имеет смысл проверить отсутствие ржавчины на днище авто, по низу дверей, под декоративными и защитными накладками, в скрытых полостях крыльев (за подкрылками), а также пощупав невидимую со стороны часть порогов и приподняв коврики на полу в салоне и в багажнике.

А еще найдите и сравните маркировку в углах всех стекол авто. Зашифрованный в ней год производства не должен быть свежее, чем дата выпуска самого авто. И если замена лобового стекла на б/у машине вряд ли кого-то удивит, то новые стекла с одного бока — повод задуматься об аварии и ремонте.

Двигатель

Мотор — вторая по дороговизне и сложности ремонта часть автомобиля после кузова. К его осмотру лучше привлечь специалистов. Например, свозив машину на диагностику в сервис. Разных типов и моделей двигателей много.

У каждого есть особенности и нюансы, а также различные врожденные «болячки», которые в общих рекомендациях не перечислить. Тем не менее, некие универсальные советы для самостоятельного осмотра двигателя авто все же есть.

Исправный мотор, не требующий ремонта и вложений, должен звучать ровно без плавания оборотов холостого хода, без ярко выраженных посторонних шумов (звона, цоканий, шарканий, скрежета, стука и визга). После запуска на холодную дым из выхлопной трубы не должен быть белым, голубоватым или сизым (в теплую сухую погоду).

Двигатель
Источник: Unsplash

Такая окраска может говорить о неполном сгорании топлива, попадании антифриза или масла в камеры сгорания. Последнее также заметно по характерному запаху с нотками горелого масла. Выхлоп у исправной машины — бесцветный, у дизеля может быть черным при перегазовках и работе под нагрузкой.

На двигателе и его элементах не должно быть подтеков. Масляное запотевание прокладки клапанной крышки или других сочленений — тревожный знак и повод для торга, как и капающая смазка снизу. Как минимум потребуется замена сальников, манжет и прокладок, а то и что-то более серьезное.

Вымытый, сверкающий чистотой мотор тоже должен насторожить. Так продавец может скрыть его проблемы. Проверьте уровень и цвет масла. Оно не должно пахнуть горелым, иметь эмульсию или пену. Нанесите каплю с щупа на листок бумаги. После впитывания и подсыхания от чистого и свежего масла почти не будет следа. Разводы и чернота — признак старого и грязного.

Коробка передач

Третий дорогой в ремонте элемент любой машины — коробка передач. Упустив первичные признаки недуга, придется серьезно потратиться на ее восстановление. Как и у двигателя, у коробки должен быть сухой корпус — без подтеков масла и запотеваний. В этом можно убедиться, заглянув под машину или загнав ее на подъемник.

Специалисты рекомендуют менять масло в коробке в среднем через 60 000 км. Но это, как и его чистоту при самостоятельном осмотре, не проверить — только поверив на слово продавцу.

Автоматическая коробка передач
Источник: Unsplash

Поэтому судить о состоянии КПП без диагностики в сервисе придется по косвенным признакам в ходе пробной поездки. Сигналом о неисправности «механики» станут сложности с переключением передач, сопровождающий это хруст, звон или подвывание подшипников на разных ступенях.

«Автомат», с которым лучше не связываться, будет пробуксовывать, дергать и «пинаться» при разгоне и смене передач. Иногда он может подвисать и будет излишне задумчивым. Похожим образом ведут себя «убитые» вариаторы и «роботы». С ними машина может вяло трогаться и плохо ускоряться, а ручной режим переключения вовсе пропадает.

Ходовая

Стоимость устранения неполадок в подвеске также бывает немалой, но она, как правило, на порядок дешевле, чем ремонт силового агрегата. Так что при знакомстве с интересующим автомобилем можно обойтись и беглым осмотром, который даст представление о состоянии ходовой.

В частности неравномерный износ протектора шин намекнет, помимо необходимости их скорой замены, еще и на проверку схода/развала. А может быть и на обновление износившихся или поврежденных шаровых опор, рулевых наконечников, ШРУСов и т. д. — точнее скажет диагностика.

Потекшие или запотевшие амортизаторы, а также погнутые стальные колесные диски или сильно поврежденные легкосплавные — хороший повод для торга. Все это чинится и меняется, но требует денег. На эти суммы стоит снизить стоимость подержанной машины. «Лысая» или старая резина с отслаивающимся протектором после покупки авто тоже потребует обновления.

Хрусты, стуки и другие посторонние звуки при проезде неровностей — повод показать машину мастерам автосервиса. Возможно у нее обнаружатся износившиеся втулки и сайлент-блоки на круглую сумму.

Заодно сквозь спицы колес можно оценить вид, состояние и толщину тормозных дисков и колодок. Быть может, им также предстоит замена по причине износа. На ходу стоит проверить как тормозит машина. Эффективно ли она замедляется, срабатывает ли при этом ABS, нет ли увода в сторону, если отпустить руль, не греются и не подклинивают ли колодки. А еще посмотрите работает ли стояночный тормоз, способен ли он удержать машину на уклоне дороги.

Салон

Интерьер — важный маркер состояния автомобиля. Исцарапанный пластик передней и дверных панелей, а также стенок и пола багажника, «свинарник» в салоне, грязная, протертая или рваная обивка сидений, а также неприятный запах — признаки неряшливого владельца у которого машина вряд будет ухоженной и на 100% исправной.

К тому же затертый до блеска руль, стертые накладки педалей, проплешина на боковине водительского кресла и подлокотнике водительской двери выдадут изрядный пробег машины, который нечистоплотные продавцы скручивают.

При включении зажигания убедитесь, что все сигнальные лампы на приборке загорелись и после запуска двигателя погасли. Сообщения об ошибках, Check engine и прочие тревожные красные и оранжевые пиктограммы могут подсказать о неисправностях с электронными помощниками, эйрбегами или иными системами.

Mercedes 280S короля Швеции (салон)
Mercedes 280S короля Швеции (салон)
Mercedes 280S короля Швеции (салон)
Mercedes 280S короля Швеции (салон)
Mercedes 280S короля Швеции (салон)
25

А это как минимум диагностика, ремонт и дополнительные траты. При осмотре стоит проверить все ли системы автомобиля исправны. Нужно «потыкать» все кнопки и рычажки, чтобы убедиться — они включают то, что должны, и это работает.

Проверьте работу кондиционера в режиме максимального охлаждения. Если он в порядке, то через 3−4 минуты после включения компрессора салон начнет заполнять ледяной, а не чуть прохладный воздух. Заправка кондиционера, если дело только в улетучившемся фреоне, тоже стоит денег.

Но при неисправностях системы проблемы, как правило, серьезнее и дороже в устранении. Хорошо бы проверить работу обогревов сидений и зеркал, если они есть. А еще все электростеклоподъемники, плафоны, электрорегулировки кресел и зеркал, кнопки на мультируле. От времени могут нарушиться контакты или выйдут из строя моторчики привода.

Сергей Удачин