Сильное воздействие химических антигололедных реагентов приводит к усилению коррозионных процессов. Нередко на кузове возникают рыжие пятна или постепенно темнеют сколы на лакокрасочном покрытии. Однако это не самые опасные виды коррозии.
Они не приводят к резкому снижению несущих способностей главных элементов кузова. Гораздо опаснее невидимая снаружи ржавчина, уходящая глубоко в металл. Она может развиваться даже без доступа кислорода и воды. Почему же в металлических деталях автомобиля происходят такие химические процессы?
Общая коррозия
Ржавчина возникает на металлических поверхностях под воздействием окружающей среды, загрязненной промышленными отходами и химическими реагентами. Контакт с агрессивными химикатами и газами провоцирует появление сплошного налета продуктов коррозии.
Ржавчина разрушает надколесные арки в местах, где отсутствует защитный слой противокоррозионного материала, а также днище автомобиля и другие детали, непосредственно контактирующие с водой. Часто такая ржавчина возникает из-за пребывания во влажной атмосфере с большим количеством водных паров.
Местная коррозия
Эта ржавчина развивается с большой скоростью на ограниченных участках поверхности и приводит к образованию в короткие сроки сквозных отверстий и трещин. Самыми распространенными видами местной коррозии являются щелевая и питтинговая ржавчина.
Они возникают из-за коррозионно-усталостных процессов на кузове и в ряде случаев комбинируются с действием механических факторов: трением, ударами, растяжением и нагрузками на изгиб. Встречаются процессы коррозионного истирания, растрескивания и усталости металла. Внутри этих повреждений начинаются реакции окисления.
Наиболее опасной формой разрушения является межкристаллитная коррозия, которая распространяется под поверхностным слоем металла по границам микрозерен металла.
В результате межкристаллитные связи нарушаются, коррозия распространяется вглубь металла, вследствие чего механические свойства его значительно ухудшаются. Развитию межкристаллитной коррозии способствуют циклические силовые нагрузки.
Коррозия трения
Эти поверхностные повреждения появляются во время сильных вибраций и частых нагрузок на изгиб. В результате незначительных перемещений относительно друг друга возникает трение, и поверхностный слой детали разрушается.
Затем запускаются процессы щелевой и питтинговой коррозии, из-за чего детали покрываются ржавчиной. При этом процесс поверхностного разрушения металла сопровождается уменьшением прочности детали кузова до 40%.
Питтинговая коррозия
Очаги питтинговой коррозии возникают из-за сильных ударов камешками с дороги или кусочками щебня, которые сбивают краску. Такие удары проникают иногда внутрь поверхностного слоя металла, но имеют небольшую площадь.
В итоге ржавчина растет не вширь, а вглубь металла и приводит к образованию сквозных повреждений. Такая коррозия часто наблюдается в декоративных хромоникелевых покрытиях бамперов, молдингов, дверных ручек.
Щелевая коррозия
Этот вид ржавчины появляется в местах неплотного соединения элементов кузова, возникающих ввиду некачественной сборки. Со временем в местах сварки, склейки, пайки или установки болтов, заклепок и саморезов начинает скапливаться вода, провоцирующая химические реакции окисления.
Для кузовных сталей наиболее опасны щели размером 0,25...0,75 мм. В этом случае между поверхностями накапливается разность потенциалов и возникает электрохимическая реакция, которая является катализатором окисления.
Наиболее подвержены разрушению сварные стыки панелей кузова, кронштейны пружин и опор.
Электрохимическая коррозия
Наибольший вред кузову автомобиля приносит электрохимическая коррозия, протекающая в жидких электролитах и при контакте с газами с большим содержанием водных паров. Например, если алюминий контактирует со сталью, которая в электрохимическом ряду обладает большим электрическим потенциалом, то при попадании соленой воды, выступающей как электролит, начинается коррозия.
Эффект от нее тем сильнее, чем больше разность потенциалов. Более благородный металл с высоким электродным потенциалом становится катодом, а менее благородный — анодом. В итоге два разных металла при соединении образуют гальванический элемент.
Электрический ток провоцирует разрушение металла. Чем благороднее один металл по сравнению с другим, тем быстрее появляется коррозия в месте их соединения. Чаще всего такая коррозия заметна в местах крепления литых дисков к стальным ступицам.