Сильное воздействие химических антигололедных реагентов приводит к усилению коррозионных процессов. Нередко на кузове возникают рыжие пятна или постепенно темнеют сколы на лакокрасочном покрытии. Однако это не самые опасные виды коррозии.
Они не приводят к резкому снижению несущих способностей главных элементов кузова. Гораздо опаснее невидимая снаружи ржавчина, уходящая глубоко в металл. Она может развиваться даже без доступа кислорода и воды. Почему же в металлических деталях автомобиля происходят такие химические процессы?
![Ржавая машина Ржавая машина](https://resizer.mail.ru/p/2c40778f-d767-5a4f-858b-13f45827735c/AQAB7nDiMW4Xt-7sEeMFFJR6UwX3Wqi54Q2isaB7yMR6wEl17RJySr3ncPJvOxJ1lQjccoYk8gVTrosIFAkqDyuPycs.jpg)
Общая коррозия
Ржавчина возникает на металлических поверхностях под воздействием окружающей среды, загрязненной промышленными отходами и химическими реагентами. Контакт с агрессивными химикатами и газами провоцирует появление сплошного налета продуктов коррозии.
Ржавчина разрушает надколесные арки в местах, где отсутствует защитный слой противокоррозионного материала, а также днище автомобиля и другие детали, непосредственно контактирующие с водой. Часто такая ржавчина возникает из-за пребывания во влажной атмосфере с большим количеством водных паров.
![Ржавчина Ржавчина](https://resizer.mail.ru/p/a3e92110-a115-577c-9d0c-24888de3528d/AQABpsCrXrYmXIIWw1a-WaYOYNqENU3yO8BHZ2NwA4Ig8eK3_VlbDqy7nu3v6fGJwU6R2A3_7Xngqni3iOIqyAXveLY.jpg)
Местная коррозия
Эта ржавчина развивается с большой скоростью на ограниченных участках поверхности и приводит к образованию в короткие сроки сквозных отверстий и трещин. Самыми распространенными видами местной коррозии являются щелевая и питтинговая ржавчина.
Они возникают из-за коррозионно-усталостных процессов на кузове и в ряде случаев комбинируются с действием механических факторов: трением, ударами, растяжением и нагрузками на изгиб. Встречаются процессы коррозионного истирания, растрескивания и усталости металла. Внутри этих повреждений начинаются реакции окисления.
Наиболее опасной формой разрушения является межкристаллитная коррозия, которая распространяется под поверхностным слоем металла по границам микрозерен металла.
В результате межкристаллитные связи нарушаются, коррозия распространяется вглубь металла, вследствие чего механические свойства его значительно ухудшаются. Развитию межкристаллитной коррозии способствуют циклические силовые нагрузки.
![Ржавчина Ржавчина](https://resizer.mail.ru/p/3324a3a1-f261-5738-9f96-b7c7a79d5af9/AQABSE-P8k2MGmcSori4zBmfjZB-MCwhSnqhHGvHJxBlzRueaPZ6VezfZd8NcQa0uzj-RqMp-OUAk_sGmZSA3PTBMgA.jpg)
Коррозия трения
Эти поверхностные повреждения появляются во время сильных вибраций и частых нагрузок на изгиб. В результате незначительных перемещений относительно друг друга возникает трение, и поверхностный слой детали разрушается.
Затем запускаются процессы щелевой и питтинговой коррозии, из-за чего детали покрываются ржавчиной. При этом процесс поверхностного разрушения металла сопровождается уменьшением прочности детали кузова до 40%.
![Ржавчина Ржавчина](https://resizer.mail.ru/p/e2578250-f24e-5acf-8e73-8dcd75c5805a/AQABapyMK_b_WwZEfQuzRnqGV5W7W3SbJlj8EsbTYx8KggZR4VFjrjZIzUjxUO6v8urPoWywky-dljCKERGimL5gFd4.jpg)
Питтинговая коррозия
Очаги питтинговой коррозии возникают из-за сильных ударов камешками с дороги или кусочками щебня, которые сбивают краску. Такие удары проникают иногда внутрь поверхностного слоя металла, но имеют небольшую площадь.
В итоге ржавчина растет не вширь, а вглубь металла и приводит к образованию сквозных повреждений. Такая коррозия часто наблюдается в декоративных хромоникелевых покрытиях бамперов, молдингов, дверных ручек.
![](https://resizer.mail.ru/p/5ddd19a1-31b6-5d18-b246-8ea88a6654ae/AQABwLpteurgEkG8V03iPz2KD1HM768xej_29IyCsPwfGC4KKgHCw_nGT8K9DuTMy9CshpOVwd-3b_rlAGjoVGuxlsM.jpg)
Щелевая коррозия
Этот вид ржавчины появляется в местах неплотного соединения элементов кузова, возникающих ввиду некачественной сборки. Со временем в местах сварки, склейки, пайки или установки болтов, заклепок и саморезов начинает скапливаться вода, провоцирующая химические реакции окисления.
Для кузовных сталей наиболее опасны щели размером 0,25...0,75 мм. В этом случае между поверхностями накапливается разность потенциалов и возникает электрохимическая реакция, которая является катализатором окисления.
Наиболее подвержены разрушению сварные стыки панелей кузова, кронштейны пружин и опор.
![Ржавчина Ржавчина](https://resizer.mail.ru/p/c8ce9382-545a-595b-9d14-c12b72afd123/AQABEeevCxYN6_Tk5NBU_dJt5JXqg_dhqLhBEtRkU79KN_98P9eoubb5g_nxeWEMCofWxXxI-YPxG7NKy12cw59FXMA.jpg)
Электрохимическая коррозия
Наибольший вред кузову автомобиля приносит электрохимическая коррозия, протекающая в жидких электролитах и при контакте с газами с большим содержанием водных паров. Например, если алюминий контактирует со сталью, которая в электрохимическом ряду обладает большим электрическим потенциалом, то при попадании соленой воды, выступающей как электролит, начинается коррозия.
Эффект от нее тем сильнее, чем больше разность потенциалов. Более благородный металл с высоким электродным потенциалом становится катодом, а менее благородный — анодом. В итоге два разных металла при соединении образуют гальванический элемент.
Электрический ток провоцирует разрушение металла. Чем благороднее один металл по сравнению с другим, тем быстрее появляется коррозия в месте их соединения. Чаще всего такая коррозия заметна в местах крепления литых дисков к стальным ступицам.