Автомобильная светотехника переживает сегодня бум, обусловленный удешевлением и распространением светодиодов. Фары и фонари становятся все более замысловатыми, и теперь никого не удивишь не только динамическими поворотниками, но и уникальным росчерком задних фонарей.
Было бы странно, если бы в этот процесс не включился бизнес автокомпонентов, преимущественно азиатского происхождения. И вот уже рынок наводнен недорогой китайской продукцией, позволяющей за пару часов кастомизировать «Приору» или «Солярис».
В России к фарам и фонарям предъявляются те же требования, что и в Европе
Не случайно вопросы использования всех световых приборов очень жестко регламентированы на международном уровне. Производители машин, продающихся на большинстве рынков, в части безопасности конструкции руководствуются сводом многостраничных стандартов, унифицированных на уровне ООН, а также ее Европейской экономической комиссии. Они так и называются — Правила ООН и Правила ЕЭК ООН.
В нашей стране их условия применяются не напрямую, а через Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В части внешних световых приборов существует огромное количество требований, включая допустимые цвета, яркость свечения, количество и расположение на транспортном средстве, режим работы (например, частоту мигания сигналов поворота).
Закреплено, какие световые приборы обязательны, а какие факультативны. Для последних тоже есть четкий набор правил установки. Требования к автомобилям, изготавливаемым для американского рынка, в части приборов освещения значительно отличаются от европейских, однако наше законодательство преимущественно учитывает и их.
Все это сделано для того, чтобы фары и фонари не только качественно освещали дорогу, но и обеспечивали достаточную информативность для всех участников движения и, главное, не вводили их в заблуждение относительно того, в каком направлении движется транспортное средство.
Чтобы не углубляться в дебри стандартов, достаточно открыть брошюру Правил дорожного движения и долистать до Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В разделе 3 «Внешние световые приборы» приложения к этому документу есть те самые требования, отступать от которых не следует не только автопроизводителям, но и тем, кто решил своими силами улучшить функционал или внешний вид своего автомобиля.
Цвет ламп позволяет определить, в какую сторону движется машина
Итак, нельзя даже трогаться с места, если на транспортном средстве установлены:
- Спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- Сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
По сути, это очень обобщенный перечень без конкретизации по видам световых приборов. На самом деле для каждой фары и фонаря в международных стандартах есть четкий перечень допустимых цветов. Но для автовладельца достаточно и приведенных выше требований, чтобы не нарваться на неприятности со стороны ГИБДД.
А «неприятности» — это лишение права управления на 6−12 месяцев и конфискация предмета гордости на основании третьей части статьи 12.5 КоАП РФ: «управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации…».
Что касается задней светотехники, то отступление от существующих правил грозит максимум 500-рублевым штрафом по первой части той же статьи Административного кодекса.
Более мягкая санкция объясняется тем, что ошибка в идентификации машины, движущейся попутно, не грозит столь драматичными последствиями, как едущей навстречу.
За любую лампочку спереди, если она не светит белым или желтым, могут лишить прав
Запомните два простых правила: первое — спереди допускаются только белые и желтые лампы, причем ни одна из них, за исключением поворотников и аварийной сигнализации, не должна работать в мигающем режиме.
Еще недавно под эту статью подводили и нештатный ксенон (как раз по причине нарушения установленного режима работы фар), но после того, как на эту тему высказался Верховный суд, такая практика прекратилась.
Формально любые другие дополнительные источники света, излучающие свет по ходу движения, включая лампы подсветки днища и даже индикаторы охранной сигнализации, к внешним световым приборам не относятся. Но если их свечение чрезмерно навязчиво, то и они могут стать поводом для разбирательств с ГИБДД и, возможно, суда.
То же самое относится и к стробоскопам и прочим мигалкам, место которым на дискотеке. Поэтому еще раз повторим: эксперименты со светом в передней части автомобиля чреваты серьезными последствиями и лишение прав — самое безобидное из них.