Как накажут водителя за тюнинг оптики

Авто Mail.ru рассказывает, почему не рекомендуется тюнинговать фары и фонари и какое наказание за это грозит
Алексей Лучников

Автомобильная светотехника переживает сегодня бум, обусловленный удешевлением и распространением светодиодов. Фары и фонари становятся все более замысловатыми, и теперь никого не удивишь не только динамическими поворотниками, но и уникальным росчерком задних фонарей.

Фары
Источник: legion-media

Было бы странно, если бы в этот процесс не включился бизнес автокомпонентов, преимущественно азиатского происхождения. И вот уже рынок наводнен недорогой китайской продукцией, позволяющей за пару часов кастомизировать «Приору» или «Солярис».

В России к фарам и фонарям предъявляются те же требования, что и в Европе

Не случайно вопросы использования всех световых приборов очень жестко регламентированы на международном уровне. Производители машин, продающихся на большинстве рынков, в части безопасности конструкции руководствуются сводом многостраничных стандартов, унифицированных на уровне ООН, а также ее Европейской экономической комиссии. Они так и называются — Правила ООН и Правила ЕЭК ООН.

Однообразие дизайнерских решений сподвигает многих на эксперименты с внешним видом только ради того, чтобы выделиться в сером потоке таких же четырехколесных повозок.
Однообразие дизайнерских решений сподвигает многих на эксперименты с внешним видом только ради того, чтобы выделиться в сером потоке таких же четырехколесных повозок.

В нашей стране их условия применяются не напрямую, а через Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В части внешних световых приборов существует огромное количество требований, включая допустимые цвета, яркость свечения, количество и расположение на транспортном средстве, режим работы (например, частоту мигания сигналов поворота).

Закреплено, какие световые приборы обязательны, а какие факультативны. Для последних тоже есть четкий набор правил установки. Требования к автомобилям, изготавливаемым для американского рынка, в части приборов освещения значительно отличаются от европейских, однако наше законодательство преимущественно учитывает и их.

Все это сделано для того, чтобы фары и фонари не только качественно освещали дорогу, но и обеспечивали достаточную информативность для всех участников движения и, главное, не вводили их в заблуждение относительно того, в каком направлении движется транспортное средство.

Фара
Источник: legion-media.ru

Чтобы не углубляться в дебри стандартов, достаточно открыть брошюру Правил дорожного движения и долистать до Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В разделе 3 «Внешние световые приборы» приложения к этому документу есть те самые требования, отступать от которых не следует не только автопроизводителям, но и тем, кто решил своими силами улучшить функционал или внешний вид своего автомобиля.

Цвет ламп позволяет определить, в какую сторону движется машина

Итак, нельзя даже трогаться с места, если на транспортном средстве установлены:

  • Спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • Сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Пробки в вечерней Москве
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

По сути, это очень обобщенный перечень без конкретизации по видам световых приборов. На самом деле для каждой фары и фонаря в международных стандартах есть четкий перечень допустимых цветов. Но для автовладельца достаточно и приведенных выше требований, чтобы не нарваться на неприятности со стороны ГИБДД.

А «неприятности» — это лишение права управления на 6−12 месяцев и конфискация предмета гордости на основании третьей части статьи 12.5 КоАП РФ: «управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации…».

Что касается задней светотехники, то отступление от существующих правил грозит максимум 500-рублевым штрафом по первой части той же статьи Административного кодекса.

Более мягкая санкция объясняется тем, что ошибка в идентификации машины, движущейся попутно, не грозит столь драматичными последствиями, как едущей навстречу.

За любую лампочку спереди, если она не светит белым или желтым, могут лишить прав

Запомните два простых правила: первое — спереди допускаются только белые и желтые лампы, причем ни одна из них, за исключением поворотников и аварийной сигнализации, не должна работать в мигающем режиме.

Еще недавно под эту статью подводили и нештатный ксенон (как раз по причине нарушения установленного режима работы фар), но после того, как на эту тему высказался Верховный суд, такая практика прекратилась.

Не стоит бежать в автомагазин за китайским установочным комплектом, ведь несоответствие лампы типу фары может привести к прекращению регистрации транспортного средства.

Формально любые другие дополнительные источники света, излучающие свет по ходу движения, включая лампы подсветки днища и даже индикаторы охранной сигнализации, к внешним световым приборам не относятся. Но если их свечение чрезмерно навязчиво, то и они могут стать поводом для разбирательств с ГИБДД и, возможно, суда.

То же самое относится и к стробоскопам и прочим мигалкам, место которым на дискотеке. Поэтому еще раз повторим: эксперименты со светом в передней части автомобиля чреваты серьезными последствиями и лишение прав — самое безобидное из них.