Четырехфарные «Волги»: для кого их делали

Ставим точку в долгоиграющем мифе

Среди всех городских легенд советского периода миф про специальной исполнение «Волги» ГАЗ-24 c четырьмя фарами — один из самых стойких и живучих.

Оно и понятно — каждый хоть раз видел четырехфарные «двадцатьчетверки». Не обязательно при личной встрече, возможно, и просто на фотографии. При этом достоверной информации об этой модификации мало. Вернее — нет совсем.

Разумеется, фантазии на тему весьма популярны в сети. Одни утверждают, что четырехфарный вариант «Волги» это якобы спецтранспорт КГБ. Вроде как вместе с дополнительными фарами такие машины оснащались мощным бензиновым V8 от «Чайки», благодаря которым могли догнать любую иномарку того времени. Красивая история, но выдумка.

«Волги»-догонялки действительно существовали. Такие машины обозначались индексом ГАЗ-2424 и действительно комплектовались мотором от «Чайки» да еще и АКП. Вот только четырехфарными они, конечно, не были. Согласитесь, для догонялки и машины скрытого наблюдения важно быть максимально незаметной. Такому автомобилю нужно слиться с потоком. Но как это возможно, когда к квартету фар прикованы все взгляды улицы?!

ГАЗ-2424
Источник: wikipedia.org

Говорили, мол, четырехглазые «волжанки» специально выпускают на экспорт, что их собирают как подарки советским космонавтам. Чего только ни придумывали… На самом деле, ГАЗ никогда не выпускал 24-ю модель с четырьмя фарами. Это подтверждают и документы, и люди, включая главного конструктора завода Владимира Носакова.

Другое дело, что на стадии разработки прототипов ГАЗ-24 еще в 60-х действительно существовали машины, скажем так, с мультиоптикой. Предполагалось, что топ-вариант «Волги» получит мотор V6 и будет отличаться от стоковой четырехцилиндровой версии не только мощностью и отделкой, но и четырехфарной системой освещения.

ГАЗ-24-15 "Волга"
Источник: ГАЗ
ГАЗ-24-16 "Волга"
Источник: ГАЗ

Эти прототипы известны под индексом ГАЗ-2415 и ГАЗ-2416, но до серии они так не добрались. Вся затея с 2,6-литровой «шестеркой» провалилась.

Что до фотографий четырехфарных «Волг», которых полно в Интернете, то все это самоделки. Рукастые мастера без проблем переделывали стандартную решетку радиатора ГАЗ-24 в более модный и стильный четырехфарный формат. Нужно было просто купить дополнительную пару очечников — так называли хромированные оправы фар — и сами фары. На выходе получался шедевр, вызывающий зависть у всех остальных владельцев ГАЗ-24.

Ралли в СССР 1972 год. Снимок сделан после чемпионата СССР, для рекламных целей ГАЗ.Фотограф Николай Николаевич Добровольский, за рулем автомобиля Шибанов Валерий Алексеевич (неоднократный призер соревнований по классу Волга).
Источник: ГАЗ

Кстати, четырех- а в некоторых случаях даже шестифарное исполнение пользовалось популярностью в среде гонщиков. На ралли света много не бывает — особенно на ночных спецучастках.

Александр Потапов