Тюнинг оптики: в каких случаях лишают прав

Тюнинг светотехники может привести к лишению прав. Как этого избежать?

Разноцветным лампочкам место на новогодних елках, праздничной иллюминации и рекламных вывесках. Некоторым водителям кажется, что и на машинах они весьма уместны: заметнее в потоке — значит, безопаснее. Заодно и эстетику улучшают. Торговцы автозапчастями в общем-то не возражают и предлагают немалый ассортимент тюнингованной светотехники. Но вот сотрудники дорожной полиции вкусы автолюбителей не разделяют и штрафуют, а за особо смелые эксперименты даже лишают прав. Все дело в нормах Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (этот документ нетрудно найти в конце любой брошюрки Правил дорожного движения).

Он запрещает выезжать на дорогу, если установлены «спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого; сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного».

Тюнинг, фары
Источник: legion-media / Valokuva24

Правда, повышенная ответственность, по которой не только лишают права управления на 6−12 месяцев, но и конфискуют чудо-лампочки, предусмотрена лишь за нештатную переднюю светотехнику по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. К слову, когда Госавтоинспекция разобралась в нюансах, в Лету канули синие лампочки габаритных огней и форсунок стеклоомывателя. Однако рискуют и те, кто устанавливают цветную подсветку днища и даже нештатное внутрисалонное освещение. Ведь если любой иной, помимо белого, желтого или оранжевого, свет будет виден спереди, оправдываться придется в суде. А вот последствия экспериментов со светом, направленным назад, не столь драматичны: грозит лишь 500-рублевый штраф по части 1 статьи 12.5.

«Колхозный ксенон» слепит встречных водителей

В числе нарушителей порой оказываются и вполне законопослушные и дисциплинированные водители, решившиеся на тюнинг передней светотехники не по эстетическим соображениям, а в целях улучшения эффективности фар. Еще лет 10−15 назад в тренде была замена галогенок на газоразрядные лампы — в простонародье «ксенон». Они ярче и действительно освещают дорогу лучше. Обратная сторона «просветления» — практически неизбежное ослепление встречных водителей, как бы владельцы ни уверяли, что отрегулировали все правильно.

Причина в изменении оптических свойств системы. Во-первых, при установке нештатной ксеноновой лампы увеличивается размер тела свечения. Если у галогенки он определялся габаритами нити накаливания, то у газонаполненной — всей колбой, то есть в десятки раз больше.

Ксенон
Источник: legion-media

Во-вторых, свет от газоразрядной лампы обладает меньшей длиной волны, следовательно, для его точной фокусировки в рефлекторных фарах требуется более высокий класс шероховатости отражающей поверхности. Поскольку производителем эти два фактора в расчет не принимались, получить такую же четкую светотеневую границу, которой обладает заводской «ксенон» или хотя бы даже галогенка, невозможно даже теоретически.

Наконец, третий фактор. Если для газоразрядных ламп омыватель фар обязателен, то галогенки могут обходиться и без него. Следствие этого — нежелательное рассеивание светового пучка при загрязнении поверхности.

На борьбу с нештатной оптикой призвали все ту же третью часть статьи 12.5 КоАП РФ, предусматривающую лишение прав и конфискацию ламп за нарушение режима работы и цвета передней светотехники. Дескать, режим работы — мигающий (действительно, газоразрядная лампа в отличие от галогеновой мигает с высокой частотой), а цвет — белее (за счет более высокой световой температуры ксенона). Аргументы натянуты, но суды с ними легко соглашаются.

Замена газоразрядных ламп на диодные оправдана экономически, но по-прежнему грозит ослеплением

С распространением светодиодных ламп автовладельцы опять направились в автомагазины. Причем промышленность Поднебесной наладила выпуск ламп не только на замену галогенкам, но и даже штатному ксенону. Действительно, лампочки встают, что называется, болт-он, то есть без каких-либо дополнительных доработок (как, например, при установке ксеноновых ламп вместо галогенных требовалось внедрить в цепь специальные блоки розжига).

Фары

В отношении головной оптики, рассчитанной на ксенон, этот эффект проявляется в меньшей степени, но тоже не исключен, ведь обеспечить такую же точность настройки оптической системы, как это сделал автопроизводитель, невозможно. Плюс ко всему диоды нуждаются в эффективном охлаждении, которое, например, газоразрядным лампам не требуется. Мудрить с вентиляторами или хотя бы радиаторами, которые устанавливаются на диодной оптике, никто не будет. Так что даже при получении более-менее правильной светотеневой границы долговечность работы усовершенствованной фары вовсе не гарантируется.

Если мотивы владельцев галогенок понятны, то что толкает на такой тюнинг тех, кто пользуется ксеноновыми фарами, дающими вполне приличный свет? Если отбросить авантюризм и стремление попробовать что-то новое, которыми в реальности обладают единицы, то на первый план выходят экономические соображения: качественные китайские диоды примерно в два раза дешевле оригинальных газоразрядных ламп. Увы, на этом фоне интересы безопасности движения, в том числе забота о встречных водителях, в отличие от фар меркнут.

Если подобный тюнинг передней светотехники будет доказан, водителю грозит все та же «лишенческая» статья КоАП. Справедливости ради, если установку диодных ламп вместо галогенных идентифицировать нетрудно, то замену ксенона снаружи отличить весьма непросто, что дает таким автовладельцам шансы избежать кары, хотя и не стопроцентные.