Как известно, спрос рождает предложение. А на автомобильном рынке России оно в последнее время, мягко говоря, хромает. Производители не в силах удовлетворить потребности населения страны в новых машинах из-за коронавируса и нехватки электронных компонентов. Вслед за официальными дилерами, накручивающими ценники на дефицитный товар, подскочила стоимость авто и на вторичном рынке. Мы спросили у страховщиков и экспертов, выросло ли в последнее время число автоугонов из-за сложившейся ситуации и стоит ли опасаться увеличения числа краж в дальнейшем?
Участились ли случаи угона машин?
Представители крупнейших российских страховых компаний заверили нас, что число краж автомобилей в последнее время по стране не только не выросло, но даже, наоборот, снизилось.
«Опираясь на статистику 2021 года, с уверенностью можно утверждать, что наша компания выявила тренд на снижение заявлений по рискам “Угон/Хищение”», — рассказали Авто Mail.ru в пресс-службе ВСК. «По статистике за полгода мы отмечаем снижение частоты угонов по сравнению с прошлым годом, — сообщили в “Ренессанс Страховании”. — За полгода заявлено 72 обращения по угонам против прошлогодних 110.»
«Мы не наблюдаем сегодня рост числа случаев угона автомобилей, наоборот, виден тренд на снижение числа угонов по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет», — заявили в «АльфаСтраховании». В то же время эксперты в области защиты машин от хищения видят ситуацию несколько иначе.
Однако со страховщиками согласны далеко не все. «В целом наблюдается постпандейминый рост угонов с учетом оживления рынка автомобилей в целом, — рассказал директор сервиса “Угона.нет” Алексей Курчанов. — Безусловно ситуацию усугубляет дефицит как новых автомобилей, так и запчастей. Как мы помним, хищение машин происходит не только для перепродажи на вторичный рынок, но и на запчасти, которых в последнее время начинает резко не хватать. Особенно частей, в составе которых присутствуют электронные компоненты».
Какие машины сейчас угоняют в России?
На фоне снижения числа краж отечественных моделей страховщики отмечают, что к популярным у автоугонщиков «Тойотам» в последнее время добавились машины корейских марок. По данным ВСК сейчас в топе угонов: Hyundai Santa Fe, Toyota Camry и, традиционно, Kia Rio. «Ренессанс Страхование» приводит похожий список самых угоняемых моделей: Hyundai Santa Fe, Kia Sorento, Mitsubishi Outlander и Toyota Camry.
А топ-10 самых востребованных сегодня у автоугонщиков автомобилей по версии «АльфаСтрахования» выглядит так:
Hyundai Santa Fe
Mitsubishi Outlander
Kia Rio
Kia Sportage
Kia Sorento
Hyundai Tucson
Toyota Camry
Volkswagen Polo
Toyota RAV4
Toyota Land Cruiser Prado
Похожую картину наблюдают и специалисты по защите машин от хищения, но с некоторыми особенностями. «В тройке лидеров по угонам по прежнему ВАЗ, “корейцы” (Hyundai, Kia) и Toyota», — приводит свою статистику сервис «Угонов.нет». По словам его руководителя, интерес к этим маркам продиктован спросом на российском рынке. «А еще заметен хороший рост угона китайских машин, поскольку их появляется все больше на дорогах нашей страны», — рассказал Алексей Курчанов.
Какие прогнозы по угонам машин при дальнейшем росте цен и дефиците?
«Мы ожидаем всплеска угонов к карантинному уровню, несмотря на общий спад криминальности в нашей стране по причине цифровизации и увеличения раскрываемости», — рассказал директор сервиса «Угонов.нет». В страховой компании ВСК дали более оптимистичный прогноз: «Частота угонов, в первую очередь, зависит от структуры и качества страхового портфеля. С учетом выбранной бизнес-модели компании, мы не ожидаем роста частоты хищений.»
«Зависимости угонов автомобилей от роста цен и дефицита новых машин не наблюдаем, — объяснили Авто Mail.ru в “АльфаСтраховании”. — На данный момент можем только предполагать, что в связи с карантинными мерами при пересечении границ количество угонов не возрастет. Ранее большинство транспортных средств угонялись в страны СНГ. Сейчас для проезда в иные страны требуется сдача ПЦР-тестов или наличие QR-кода, а также заполнение анкет для пересечения границ, поэтому мошенники не могут осуществлять свою деятельность по угонам как ранее по данным направлениям».