Ажиотажу на автомобильном рынке нашей страны не видно конца и края. Цены постоянно растут, а новых машин нет в наличии. Места в очередях на уже заказанные продают за десятки и даже сотни тысяч рублей, а дилеры бесчинствуют, накручивая на «допах» и страховках к каждому авто шестизначные суммы.
Мы решили выяснить у первых лиц автомобильных компаний, официально представленных на российском рынке, до каких пор будет продолжаться это безобразие. Когда закончится дефицит новых машин, а дилерские склады снова заполнятся свежесгруженными с автовозов седанами, хэтчбекам и кроссоверами, как это было в не таком уж далеком 2019 году.
Иными словами, сколько еще нужно подождать с покупкой нового автомобиля, чтобы на вас и вашем кошельке не погрели руки максимальное количество продавцов автомобилей, комплектующих и аксессуаров к ним, а также страховщиков и представителей кредитных организаций, без зазрения совести использующих сложившуюся ситуацию для легкой наживы.
В большинстве компаний нам заявили о неопределенности в сложившейся ситуации и о надежде разрешения этого вопроса как минимум через полгода или даже год.
«На данный момент очень сложно спрогнозировать ситуацию, — рассказал Авто Mail.ru президент АО “АвтоВАЗ” Николя Мор. — Пандемия COVID перераспределила мировые поставки электронных чипов, сосредоточив внимание на персональных устройствах коммуникации, чтобы люди могли оставаться на связи. Кроме того, некоторые южноазиатские производители микрочипов были вынуждены остановить свои заводы из-за национальных локдаунов. Все это привело к серьезному дефициту поставок электронных компонентов для автомобильной промышленности по всему миру. Это затронуло и Россию.
В настоящее время мы видим некоторую стабилизацию ситуации, но она слишком далека от заметных улучшений. На данный момент мы прогнозируем, что кризис не будет разрешен, по крайней мере, до середины 2022 года или даже дольше. Мы прилагаем все усилия, чтобы увеличить производство и вернуться к нормальному графику работы».
«Сейчас предсказать, когда закончится дефицит новых автомобилей практически невозможно, — поделился c Авто Mail.ru директор по маркетингу и связям с общественностью “ММС Рус” Илья Никоноров. — Мы надеемся, что это случится к середине 2022 года, но уверенности в этом нет. Во-первых, потому что до сих пор еще не решена проблема с производством полупроводников в нужном объеме для всего мирового автопрома, частью которого российский является.
Во-вторых, «корона» никуда не делась, и локдауны, объявляемые в разных странах, вносят свои коррективы. В Индонезии и Таиланде они случаются в регионах, где работают заводы, выпускающие, например, электропроводку для 40% автопроизводителей. Это также отражается на количестве выпущенных автомобилей. То есть пока ситуация с коронавирусом в мире не разрешилась, говорить о том, что в следующем году автомобильный рынок восстановится, не приходится. Мы надеемся, что переломный момент в этой ситуации наступит в 2022 году, когда объемы производства автомобилей начнут расти».
«Дефицит автомобилей в РФ начался с лета 2020 года по причине производственных ограничений, вызванных пандемией, нарушившей цепи поставок. В 2021 году дефицит на рынке усилился из-за дополнительного фактора “нехватки полупроводников в мировой автомобильной промышленности, — рассказал директор по продажам Porsche в России Кирилл Иванов. — Именно нехватка полупроводников или электронных компонентов, которые используются в большинстве деталей автомобилей, например, кнопки регулировок электросидений или блоки управления центральным замком дверей, в настоящий момент сдерживают производство у практически всех мировых автопроизводителей. По мере улучшения ситуации с полупроводниками будет улучшаться ситуация и в автоиндустрии на всех рынках, включая РФ. Мы оцениваем, что заметно это станет ближе к концу 2022 года».
«Для Порше наличие “полных” складов — это признак неверного управления системой продаж, — пояснил Иванов. — Производство и наполнение складов тщательно планируется совместно коллегами “Порше” в РФ и Германии. Оно должно быть достаточным для реализации целей компании на рынке в отдельно взятый год. Тем не менее, мы рассчитываем на улучшение текущей ситуации ближе к середине 2022 года. А полная нормализация ожидается в 2023 году».
«Мы рассчитываем, что в ближайшие недели поставка комплектующих позволит Renault Россия улучшить ситуацию и обеспечить клиентов бОльшим количеством автомобилей по сравнению с предыдущим периодом, — пояснил ситуацию генеральный директор Renault Россия Ян Птачек. — Тем не менее, ситуация с поставками компонентов остается нестабильной, и мы предполагаем, что напряженность на рынке сохранится и в первые месяцы следующего года. Наша компания предпринимает максимум усилий для удовлетворения спроса и поставки необходимого количества машин в дилерскую сеть».
Но есть и те, кто не так оптимистичен. Некоторые производители не ждут улучшений на мировом автомобильном рынке даже в ближайшие пару лет.
«Заметный дефицит автомобилей закончится, вероятнее всего, до конца 2023 года, — рассказала Авто Mail.ru Авто операционный директор ООО “СУЗУКИ МОТОР РУС” Ирина Зеленцова. — Производители ощутили дефицит комплектующих. Вырастет глобальное производство полупроводников — вернется и объем рынка». По словам топ-менеджера, в нашей стране склады Suzuki будут пополняться по мере наращивания производства заводами в Японии и Венгрии.