На какие узлы обращать внимание в первую очередь, когда водитель вдруг ощущает снижение тяговых характеристик мотора?
Внешнее влияние
Работоспособность любого двигателя зависит от температуры окружающего воздуха и от количества поступающего в силовой агрегат кислорода. Для правильного приготовления горючей смеси воздуха необходимо в несколько раз больше, чем бензина.
Если наступает жаркая погода и воздух разрежен, то атмосферные силовые агрегаты испытывают дефицит кислорода и наблюдается изменение их характеристик
Осадки
В горах этот эффект заметен больше. Воздух там разрежен, и чем выше забирается автомобиль, тем больше падает тяга. Первые 1000 м над уровнем моря отбирают у атмосферного двигателя около 10% мощности.
Вторые 1000 м — уже 30%, а на высокогорной дороге на перевале, на 3 тысячах метров, атмосферный 100-сильный мотор будет выдавать около 50 л. с. Исключение составляют турбированные двигатели, создающие высокую плотность поступающего воздуха. В жару и на высокогорных дорогах турбонаддув помогает соблюсти относительную динамику.
В дождь также ухудшается аэродинамика машины и увеличивается сопротивление качению. Под проливным дождем плотность среды, сквозь которую едет машина, становится выше почти в 800 раз.
В очень сильный ливень колеса даже теряют сцепление с дорогой и всплывают в глубоких лужах. Возникает эффект аквапланирования, и машина замедляется до 80 км/ч. Быстрее ехать просто невозможно из-за риска потери управляемости.
На динамику оказывает влияние и встречный ветер. Если его скорость составляет 20 м/с, то на скорости в 100 км/ч он съедает до трети мощности мотора.
Умирающий топливный насос
Чаще всего в потере динамики виновным оказывается топливный насос. Через несколько лет он вырабатывает ресурс, и давление топлива в системе резко снижается.
Начинаются перебои в смесеобразовании, горючее оказывается обедненным, количество выделяемой энергии при сгорании резко снижается. То же самое происходит из-за забившегося топливного фильтра. В итоге бензин плохо поступает в двигатель, мощность падает.
При подтверждении проблем с насосом его необходимо срочно заменить, иначе вскоре он перестанет работать, и автомобиль уже не заведется.
Засорившийся фильтр
Проблемы с поступлением воздуха могут быть и при неисправностях системы впуска. Засоренный фильтр является одним из главных факторов резкого прекращения поступления воздуха. Забитый грязью, пылью и сухой листвой фильтрующий элемент снижает циркуляцию воздуха почти наполовину. Естественно, говорить о правильном приготовлении смеси уже нельзя.
Неисправное сцепление
Неисправности трансмиссии тоже приводят к потере приемистости. Изношенные диски сцепления проскальзывают и поглощают момент от двигателя. Узел греется и еще больше разрушается.
Сначала водитель ощущает потерю в разгоне, затем машина не может ехать на высокой скорости и при надавливании газа снижает темп. В итоге автомобиль способен в лучшем случае ползти на второй или третьей передачах со скоростью 30 км/ч.
Сцепление может буксовать не только у автомобилей с механической коробкой, но и с роботизированной коробкой.
Плохой бензин
Некачественное топливо приводит к развитию эффекта детонаций в двигателе. Смесь не выдерживает давления сжатия и подрывается до появления искры у свечи.
Причем вспышка может образовываться в нескольких местах камеры сгорания, отчего воспламенение смеси приобретает взрывной характер. Энергия взрыва препятствует движению поршня, отчего двигатель испытывает внутренние нагрузки и его мощность снижается.
Детонации опасны и тем, что разрушают детали поршневой группы и наносят повреждения стенкам цилиндров.
Неисправные датчики
При отказе некоторых датчиков электронный блок управления переводит работу мотора в аварийный режим. Выдавать заявленные характеристики он уже не сможет. Смесь готовится усредненной, и на панели приборов зажигается сигнальная лампа Check Engine. Мощность и крутящий момент снижаются. При первой возможности надо продиагностировать мотор и найти вышедший из строя датчик.
Владимир Гаврилов