Загорелся «чек» двигателя: 8 причин неисправности

Многие водители попадали в ситуацию, когда на приборной панели автомобиля загорался «чек» двигателя. Этот индикатор пугает, и вполне справедливо
Авторы и эксперты
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Роман Тимашов
Директор по послепродажному обслуживанию
Что означает
Можно ли ехать
Причины
Когда в сервис
Советы эксперта
Главное
Что означает
Можно ли ехать
Причины
Когда в сервис
Советы эксперта
Главное
Еще

Рассказываем, что представляет собой горящий значок Check Engine, можно ли продолжать движение и когда лучше немедленно обратиться в сервис. Также разберем основные причины, из-за которых в машине вдруг загорелся «чек» двигателя. Поможет в этом разобраться Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию «АВТОДОМ Алтуфьево».

На приборной панели автомобиля загорелся чек двигателя
Источник: Авто Mail

Что означает Check Engine

Check Engine в переводе с английского буквально означает «проверьте мотор». Блок управления двигателем с определенной частотой опрашивает многочисленные датчики. Когда автомобиль функционирует правильно, система не беспокоит водителя. Но при возникновении неисправности или сбоя в память блока записываются данные об ошибках, которые специалисты потом считывают с помощью сканера. А на приборной панели загорается предупреждающий сигнал в виде значка двигателя оранжевого или красного цвета с надписью Check Engine или просто Check.

Можно ли продолжать движение, если загорелся «чек» двигателя

В такой ситуации действия водителя зависят от того, как именно загорелся сигнал.

  • Если Check появился кратковременно при запуске двигателя и сразу погас — волноваться не нужно. Система проводит самодиагностику, и лампочка быстро погаснет.
  • Загоревшийся в движении и быстро погасший индикатор означает, что в двигателе возникла проблема, она зафиксирована и пропала. Ехать дальше можно, но для собственного спокойствия лучше заехать в сервис и считать ошибку.
  • Когда сигнал загорелся и упорно не исчезает — пора отправляться в сервис. Это значит, что есть проблема, которую надо устранить побыстрее. Ехать дальше можно, но недалеко.
  • Если индикатор мигает — не откладывайте поездку к специалистам. Такая неисправность может привести к очень серьезному ремонту.
Check Engine на приборной панели автомобиля
Источник: legion-media / B Christopher

Почему загорелся «чек» двигателя: основные причины

В современных автомобилях с продвинутой электроникой система самодиагностики может вывести на панель приборов или показать на экране бортового компьютера более точное описание неисправности. В обычных случаях ошибки, пойманные блоком управления, считываются с помощью сканера. Рассмотрим основные причины.

Очень старая автозаправочная станция
Источник: legion-media / Alexander Piragis

1. Загорелся Check после заправки

Дело, скорее всего, в некачественном топливе. Электроника оповещает водителя и переводит двигатель в аварийный режим, чтобы избежать детонации.

Кроме того, причиной срабатывания индикатора может стать неплотно затянутая крышка топливного бака. Электроника воспринимает это как негерметичность топливной системы.

Что делать

Проверьте, хорошо ли закрыта крышка топливного бака. Если с ней проблем нет — причина в горючем.

Можете подождать, пока топливо полностью выработается, но такой способ чреват дальнейшими проблемами, например в виде порчи топливного насоса, форсунок, появления отложений на внутренних компонентах двигателя. Лучше всего попросту слить неправильное горючее и заправить автомобиль нормальным.

Механик смотрит свечу зажигания в двигателе автомобиля
Источник: legion-media.ru

2. Неисправность свечей зажигания

При этом может увеличиться расход топлива, двигатель способен потерять мощность и динамику, работать неравномерно и рывками. Могут появиться лишние шумы, вибрация, дым из выхлопной трубы, запах несгоревшего топлива. Как правило, эта проблема вызывает пропуски зажигания.

Что делать

Состояние свечей зажигания лучше проверять на каждом ТО. Как правило, их ресурс составляет от 30 до 50 тыс. км пробега. Свечи с платиновыми и иридиевыми электродами живут дольше — до 100 тыс. км.

Если вы уже забыли, когда в последний раз меняли свечи, то, возможно, именно сейчас настало время замены. Можно сделать это самостоятельно или обратиться в сервис.

3. Засорение форсунок

Форсунки распыляют топливо в камеру сгорания двигателя. Со временем они загрязняются и изнашиваются. Признаками существующей проблемы будут увеличившийся расход горючего, снижение мощности, плавающие обороты двигателя на холостом ходу, рывки в движении.

Что делать

Для устранения проблемы нужно очистить или заменить форсунки. Самостоятельно промыть их можно, если они загрязнены не сильно. Скорее это будет профилактика накопления отложений с помощью специальной моющей жидкости. Но надежнее все же обратиться в сервис для ультразвуковой очистки.

Датчик кислорода или лямбда-зонд в автомобиле
Источник: legion-media.ru

4. Неисправность датчика кислорода

Неисправный датчик кислорода, или лямбда-зонд, подает неправильные данные о состоянии выхлопных газов или соотношении воздуха и топлива в смеси в электронный блок управления (ЭБУ). Это может значительно увеличить расход горючего, двигатель потеряет мощность, будет троить и работать в аварийном режиме.

Что делать

Неисправный датчик кислорода можно заменить самостоятельно, если есть необходимые знания и время. Однако чем старше автомобиль, тем сложнее может быть процесс, так как датчик покрывается ржавчиной. В сервисе вам помогут быстрее.

5. Проблема с катализатором выхлопных газов

К этой неприятности как раз может привести несвоевременная замена датчика кислорода или свечей зажигания. При этом двигатель теряет мощность и динамику, расход топлива растет, из выхлопной трубы появляется черный дым. Двигатель и выхлопная система могут перегреваться.

Что делать

Загнать автомобиль на яму или подъемник и внимательно осмотреть выхлопную систему. Оценить давление выхлопных газов: при забитом катализаторе выхлоп будет слабым. Если катализатор разрушен, выхлоп приобретет сизоватый цвет и едкий запах.

Проще в данном случае обратиться в сервис, так как для замены катализатора понадобятся знания специалиста.

Заливка моторного масла в двигатель автомобиля
Источник: legion-media.ru

6. Недостаток масла в двигателе

Проблему могут создать как низкий уровень масла, так и забитые масляные каналы в двигателе. При этом на панели сначала должен загореться индикатор давления масла. Если пропустили, то следующим этапом могут стать ухудшение динамики авто, необычные звуки, запах горелого масла, темные пятна под машиной в случае утечки.

Что делать

Проверьте уровень масла с помощью щупа. При необходимости долейте. Только помните, что если автомобиль работал при недостатке масла и уже появились специфические признаки поломки, то долив может не помочь, понадобится комплексная диагностика.

7. Сбой ЭБУ

В этом случае с двигателем может быть все в порядке, а блок управления, контролирующий самодиагностику, работает неправильно. Такое случается из-за установки неродного ЭБУ, неверных настроек, окисления контактов или из-за износа.

Что делать

С подозрением на такую проблему лучше обратиться в сервис.

Протертый ремень ГРМ
Источник: legion-media.ru

8. Износ ремня ГРМ

В этом случае ЭБУ дает на двигатель больше нагрузки, компенсируя проскальзывания ремня, и сигнализирует о проблеме. В дополнение к горящему индикатору появятся необычные шумы, дым из выхлопной трубы, двигатель начнет работать нестабильно, запуск может быть затруднен.

Что делать

Осмотрите ремень ГРМ на предмет наличия трещин, сколов, потертостей. К тому же нужно помнить, что ресурс этой детали составляет от 60 до 100 тыс. км пробега. Если вы давно не меняли ремень, то самое время это сделать. Общей инструкции для всех моделей авто не существует. Если собираетесь менять ремень самостоятельно, придется изучить описание процесса именно для вашего авто.

Причин срабатывания индикатора Check Engine намного больше, мы рассмотрели лишь некоторые из них. К тому же признаки выхода из строя разных компонентов двигателя бывают практически одинаковыми. Поэтому, скорее всего, самостоятельный поиск основной неисправности займет длительное время, и в итоге он может обойтись дороже, чем обращение в сервис.

Когда при Check Engine нужно обращаться к специалисту

В сервис лучше обращаться во всех случаях, кроме срабатывания индикатора при повороте ключа перед запуском двигателя. Если он горит непрерывно, лучше с визитом в сервис не тянуть.

Когда же Check Engine мигает, вдобавок двигатель резко изменяет мощность или вибрирует, обороты двигателя не поднимаются выше определенного значения, чувствуется запах горелого — немедленно отложите все дела, вызовите эвакуатор и отправляйтесь в сервис.

Ремонт двигателя в автосервисе механиком
Источник: legion-media / Ladanifer

Советы эксперта

Роман Тимашов уточняет:

«Если на приборной панели автомобиля загорелся „чек“, это говорит о неисправности двигателя или систем, обеспечивающих его работоспособность.

Самые распространенные ошибки, из-за которых может загореться «чек», — это некачественное топливо (машины с экологическим классом евро 6 очень требовательны), долгая работа на холостом ходу, движение с малыми скоростями, холодный запуск двигателя. В этих случаях может возникнуть единичная ошибка, которая уйдет после восстановления нормальной работы системы.

Движение продолжать можно, если никаких подозрительных моментов не возникло. Например, если не изменился звук работы двигателя, он не затроил, автомобиль не начал дергаться или глохнуть, сильно греться. Если какой-то из перечисленных признаков появился в дополнение к „чеку“, лучше прекратить движение или двигаться предельно осторожно в сторону СТО, не поднимая обороты выше 3000.

В сервисный центр стоит обращаться во всех вышеперечисленных случаях. Плюс, если „чек“ горел, но погас — это тоже не повод расслабляться. Желательно планово записаться на диагностику, возможно автомобиль подсказывает вам о предстоящей неисправности и пока можно обойтись профилактикой: промыть топливную систему, заменить фильтр или какой-то из компонентов, перепрограммировать ПО.

Среди рекомендаций, которые помогут избежать преждевременного появления „чека“ на приборной панели, можно выделить следующие:

  • заправляться только на крупных/сетевых проверенных заправках;
  • соблюдать регламент ТО;
  • приобретать запасные части у проверенных поставщиков;
  • не эксплуатировать неисправный автомобиль в надежде, что проблема решится сама».
Мастер диагностирует автомобиль с помощью сканера
Источник: Freepik

Главное о Check Engine

В подобной ситуации, пожалуй, лучшим решением будет обратиться в сервис, где считают ошибки. Это сэкономит массу времени и средств. Запомните главное:

  • кратковременное включение индикатора Check Engine перед запуском двигателя — не показатель проблемы, а лишь выполнение системой самодиагностики;
  • постоянно горящая лампочка — показатель неисправности, требующей быстрого устранения;
  • мигающий индикатор и сопутствующие признаки, например потеря мощности, непривычные звуки, дерганье автомобиля на ходу, призывают немедленно прекратить движение и отправить авто в сервис на эвакуаторе;
  • индикация Check Engine не обязательно в буквальном смысле указывает на проблему в моторе. Она может загореться из-за неполадок в любой части автомобиля, хоть как-то связанной с двигателем.