Какие существуют мифы о ремнях безопасности

​Ремни безопасности на автомобилях доказали свою эффективность в ходе нескольких десятилетий применения. Объясняем, каким байкам не стоит верить
Владимир Гаврилов

Испытания автомобилей и натурные краш-тесты показывают, что системы пассивной безопасности, строящиеся вокруг ремней, действительно спасают водителей от серьезных травм во время аварий. Однако в народе продолжают ходить мифы и байки, противоречащие статистическим данным. Многие верят этим рассказам больше, чем официальной информации, и в нарушение требований Правил дорожного движения (ПДД) игнорируют ремни безопасности или используют их неправильно. Что же это за мифы и к каким проблемам они приводят?

Ремни безопасности наносят травмы

Француз Густав Дези Лебе создал автомобильные ремни еще в 1903 году. Они фиксировали поясницу и бедра. Современный трехточечный ремень изобретен конструктором Нильсом Болином из Volvo. При росте скоростей поясной ремень стал наносить серьезные повреждения внутренним органам человека, из-за чего часть нагрузки решено было перенаправить на грудную клетку. Первые ремни требовалось подтягивать и жестко фиксировать, чтобы обеспечить их плотное прилегание к телу. Однако это мало кто делал. В итоге висящий плетью ремень действительно был бесполезен и даже опасен. В некоторых случаях он запутывался вокруг тела, обвивался у шеи и при авариях наносил травмы. Водители ломали ключицы и ребра. В иных случаях ремень мешал быстро покинуть автомобиль при попадании в воду или при возгорании.

Пожар
Пожар
Пожар
Пожар
6фотографий
Фото: АГН «Москва»

Именно поэтому в 1990-х повсеместное использование получили ремни с натяжителями, позволяющими водителю свободно двигаться в кресле. Теперь при аварии срабатывает механизм, который мгновенно затягивает ремень и фиксирует тело перед ударом. Но главной задачей ремня является другое, а именно правильное направление тела на подушку безопасности, чтобы исключить соскальзывание.

Некоторые водители, верящие в то, что ремень наносит травмы, имитируют его использование. Они перекидывают верхнюю лямку за спину и надеются на то, что при аварии могут удержать себя руками, упертыми в руль. Однако при срабатывании подушки ладони выбиваются, и тело по инерции падает как есть. Непристегнутый человек может соскользнуть с подушки безопасности и удариться головой о переднюю панель или стойку крыши. Травмы в этом случае достаточно серьезные.

Пассажирам на заднем сиденье можно не пристегиваться

Непристегнутые пассажиры опасны для людей в салоне. При столкновении с препятствием они наваливаются на спинки передних кресел и часто ломают их, вдавливая водителя вперед и вбок мимо подушки безопасности. При отскоке машины после столкновения пассажиры летят назад и сталкиваются друг с другом, получая травмы. Поэтому все люди в автомобиле должны быть пристегнуты.

К слову, самым безопасным является среднее место на заднем диване. Однако если пассажир там не пристегнут, то во время аварии он может перелететь в проем между спинками и удариться головой о ветровое стекло.

Пристегнутый взрослый может держать ребенка на руках

Даже при столкновении на скорости 60 км/ч ребенок весом в 15 кг гарантированно выскользнет из рук взрослого, потому что при перегрузках его вес многократно возрастает. На руки взрослого будет действовать сила в 135 кг, удержать которую невозможно. Поэтому ребенок должен путешествовать исключительно в детском кресле и пристегиваться ремнями безопасности.

При аварии лучше быть выброшенным из автомобиля

Ремень безоапасности
Источник: Mercedes-Benz

На старых «Жигулях» при фронтальном ударе люди часто вылетали из автомобиля. Ветровое стекло держалось непрочно и само отскакивало при столкновении с препятствием. В некоторых случаях люди пролетали пару десятков метров и чудесным образом оказывались на траве. Бывало, что они отделывались легкими переломами, в то время как машина оказывалась полностью исковерканной.

Это было свойственно не только отечественной «классике», но даже семейству первых переднеприводных машин, построенных на базе ВАЗ-2108. Вылетали непристегнутые люди и из немецких Volkswagen Golf II, Renault и старых моделей Opel. Однако такие чудеса происходили далеко не всегда. Гораздо чаще вылетевшие водитель и пассажиры гибли, ломая себе шеи или оказываясь под колесами проезжающего мимо транспорта.

Однако современные машины не дают возможности непристегнутым людям вылететь из салона. Ветровое стекло давно изготавливается из триплекса, который не бьется и не разлетается при авариях на мелкие кусочки. Стекло фиксируется крепко и несет часть нагрузки от кузова. При ударах оно лишь мнется и трескается. Поэтому непристегнутые люди «летают» только внутри машины и часто калечат друг друга.