10 изобретений, изменивших мир автомобилей

В любом деле есть свой пионер. Кто же первым изобрел то, что сегодня знакомо каждому автомобилисту и какая судьба была у инновации?

Все знают, например, когда и как появился первый автомобиль Карла Бенца. Но автомобильный мир держится не только на этом изобретении. Масса важнейших инноваций появляется каждый год. Какие-то сразу производят революцию, а каким-то приходится долго ждать своего часа. Авто Mail.ru собрал истории 10 важных изобретений с разной судьбой, каждое из которых прекрасно знакомо любому водителю.

Первый кондиционер в легковом автомобиле

Для большинства современных водителей наличие кондиционера в автомобиле стало вещью привычной, ведь сейчас такой опцией оснащаются даже бюджетные модели. Однако еще несколько десятилетий назад кондиционер был признаком роскоши. Самая же первая машина с кондиционером, установленным на заводе, была представлена 10 ноября 1939 года на автосалоне в Чикаго. Ей стал стал Packard 12 Sedan.

slide image for gallery: 26903 | 1939 Packard Twelve Convertible Sedan
slide image for gallery: 26903 | 1939 Packard Twelve Convertible Sedan
slide image for gallery: 26903 | 1939 Packard Twelve Convertible Sedan
slide image for gallery: 26903 | 1939 Packard Twelve Convertible Sedan
6фотографий
Packard 12 Sedan. Фото: Packard

Разумеется, кондиционеры использовались в транспорте и до этого, но именно «Паккард» стал первым легковым авто с таким дополнением. Кондиционер был опцией — за возможность охлаждать салон нужно было доплатить 274 доллара. Сама система была очень громоздкой в силу новизны и несовершенства конструкции. Детали кондиционера были установлены не только под капотом, но и салоне, а также скрадывали чуть ли не половину пространства в багажном отделении. Желающих купить «Паккард» с кондиционером практически не было. В 1941 году компания убрала эту опцию из списка оснащения своих моделей.

Самые первые ремни безопасности, подголовники и детские кресла

В 50-е Volvo удивляет Швецию гарантией на любой ущерб, нанесенный автомобилю в результате столкновения в течение пяти лет эксплуатации. А 1958 год запомнился тем, что новая модель PV544 и легендарный Amazon оборудованы 3-точечными ремнями безопасности на передних сиденьях. Volvo стала первым производителем, предложившим такой уровень защиты в стандартном оснащении своих автомобилей. Тем своим изобретением они спасли, наверное, уже миллионы людей на Земле.

slide image for gallery: 25917 | Volvo 221 Amazon
slide image for gallery: 25917 | Volvo 221 Amazon
slide image for gallery: 25917 | Volvo 221 Amazon
Volvo Amazon

Ну а дальше инновации (многие по части безопасности) просто сыплются из Volvo как из рога изобилия: в 60-х на новой серии Volvo 140 впервые появляются подголовники на передних сиденьях, ремни безопасности для трех пассажиров на задних сиденьях. В 1963 году шведские специалисты взялись за разработку детских автокресел, став первыми в этом направлении не только среди автопроизводителей, но и среди компаний, делающих товары для детей.

Уже в 1964 году был официально представлен первый прототип, а в 1967 году на том же Volvo Amazon появилась функция поворота переднего сиденья, дополнявшаяся детскими ремнями безопасности. В 1972 же появилось уже полноценное детское кресло с посадкой против хода движения.

Первые подушки безопасности

Бывший американский военный инженер по имени Джон У. Хетрик в 1953 году запатентовал конструкцию подушки безопасности, существовавшую только на бумаге. Она включала баллон для сжатого воздуха под капотом и надувные мешки, расположенные на руле, в середине передней панели и в «бардачке». Клапан баллона открывался и надувал мешки всякий раз, когда вследствие удара ослабевало давление на его подпружиненный замок. В том же году, только тремя месяцами позже, похожий патент, но уже в Германии, получил местный изобретатель Вальтер Линдерер. После детальных исследований этой технологии в Европе уже в 60-х годах выяснилось, что воздух не успевает наполнять систему с нужной скоростью.

В США в конце 1950-х Ford и General Motors тоже начали серьезные эксперименты на эту тему. Но знаковый прорыв случился в Японии, где в 1963 году изобретатель Ясузобуро Кобори придумал, как мгновенно надуть воздушный мешок. Не хватало буквально пустяка — подходящего датчика.

Oldsmobile Toronado 1973 года
Oldsmobile Toronado 1973 года

Именно его спустя еще четыре года после изобретения японца придумал американец Аллен Брид. Конструкцию Брида, идею которой, кстати, он продал всего за $5, многие как раз и считают отправной точкой в истории подушек безопасности. В начале 1970-х, Ford предложил первые оснащенные подушками безопасности автомобили. Правда, не серийные, а лишь экспериментальные образцы. Первым серийным и абсолютно гражданским автомобилем с подушкой безопасности еще в 1973 году стал Oldsmobile Toronado, на котором стояла система Брида.

А в 1981 году 5 марта на автосалоне в Женеве Mercedes-Benz впервые показал подушку безопасности в качестве опции и как дополнение к ремням с преднатяжителем на своей топовой модели W126. Именно такая комбинация и сегодня считается наиболее эффективной.

Mercedes-Benz W126
Mercedes-Benz W126

Первые пневматические шины и первые «липучки»

История изобретения пневматической шины сегодня выглядит как легенда. Якобы в 1888 году ветеринар Джон Бойд Данлоп приглядывал за сынишкой, который катался на трехколесном велосипеде. Но как только мальчуган выезжал на брусчатку, отцовское сердце не находило себе места — цельнолитые шины детского «велика» напрочь лишали ребенка комфорта, скорости и удовольствия от езды.

Здесь Данлопу в голову и пришла идея — обернуть колесо своеобразной камерой, склеенной из нескольких полос резины, и наполнить ее воздухом. Так появился первый прообраз современной шины. А езда сразу же стала комфортнее при том, что хорошее сцепление резины с дорогой никуда не делось.

Приклеенные к колесу велосипедные шины накачивались обычным насосом для футбольного мяча. Фото: National Museum of Scotland
Приклеенные к колесу велосипедные шины накачивались обычным насосом для футбольного мяча. Фото: National Museum of ScotlandИсточник: National Museum of Scotland

Предприимчивый Данлоп в том же году запатентовал изобретение и организовал производство пневматических шин, основав в 1889 году компанию Dunlop Pneumatic Tyre Company. И пока Michelin в 1891 году не придумала съемные шины, ветеринар выпускал свое изобретение в первозданном виде — приклеенные к колесу велосипедные шины, которые накачивались насосом для футбольного мяча.

Позже именно в научном центре Dunlop впервые создали водоотталкивающую резиновую смесь для создания зимних шин (моделей Graspic, SJ4 и др.) без шипов противоскольжения. Иначе говоря, придумали «липучки».

Первый радар, измеряющий скорость

В истории с радарами начиналось все в относительно далеком прошлом. Изобретателем радара — прибора, способного обнаружить движущийся объект и даже определить его скорость, стал советский ученый Павел Ощепков. Наш соотечественник в 1932 году выступил с докладом, в котором рассказал о своем открытии. Против автомобилистов товарищ Ощепков, надо отдать ему должное, ничего не имел. Он работал на «оборонку» и предлагал использовать эффект отражения радиоволн для поиска летящих самолетов.

Идея применить полезное изобретение именно в сфере контроля за соблюдением правил дорожного движения принадлежит, скорее всего, американцам. На волне их массовой автомобилизации в начале «пятидесятых» годов прошлого века первые радары для контроля скорости движения автомобилей применили в штатах Мичиган и Индиана. Необычные громоздкие устройства на дорогах, не сулящие гонщикам ничего хорошего, были замечены в 1954 году. Но жизнь автомобилистов оставалась вольготной еще до начала «шестидесятых», пока в 1961-м американская фирма Radatron Tonawanda не освоила выпуск первых минирадаров.

Фото: Radar Detector Museum
Фото: Radar Detector Museum

Вот этими устройствами уже начала пользоваться почитай вся прогрессивная дорожная полиция, которая в разы увеличила собираемость штрафов. Однако официальным Днем рождения стационарного «спидгана» считается 20 января — именно в этот день в Лондоне в 1958 году установлен первый радар, фиксирующий скорость транспортных средств.

Первая свеча зажигания

В 1886 году Роберт Бош основал свое дело, открыв в окрестностях Штутгарта «Мастерскую точной механики и электротехники». На первых порах в мастерской трудилось всего два сотрудника, которые занимались ремонтом всевозможной техники. Дела заметно пошли в гору, когда началась электрификация Штутгарта, и Бош получил несколько выгодных заказов.

Впрочем, талантливый инженер понимал, что на одном ремонте далеко не уедешь. И уже через год, в 1887-м, зарегистрировал свое первое изобретение. Бош разработал электрическую систему зажигания от магнето для газового двигателя, что стало переломным моментом для все еще небольшой фирмы. А еще через десять лет он адаптировал систему для бензинового двигателя внутреннего сгорания и создал свечу зажигания. Неудивительно, что после этого его имя получило известность по всему миру.

content image for: 75224

Первый светофор (не путать с семафором!)

Принято считать, что первый светофор появился в 1868 году в Лондоне. Но на самом деле в столице Великобритании был установлен семафор наподобие тех, которые использовались на железной дороге. Он имел две большие стрелки, которые вручную поднимались.

Настоящий же светофор был изобретен в 1914 году — 5 августа в американском Кливленде были установлены первые полуавтоматические светофоры конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зеленый сигнал, а управлял ими полицейский, который сидел в специальной будке. Ни власти, ни водители еще не осознали, зачем же нужно новое устройство — в 1914 году машин в Кливленде было не так уж и много (Ford T еще не успел заполонить Америку), а регулировщики были гораздо привычнее. Другое дело Детройт шесть лет спустя — настоящий город моторов. Пробки там в то время были огромны, транспорт двигался хаотично, регулировщики не справлялись.

Один из руководителей полиции Детройта Уильям Поттс в 1920 году не выдержал и вложил свои собственные деньги в развитие дорожной инфраструктуры — 37 долларов он потратил на провода и изготовление первого светофора. Он уже имел три сигнала: к красному и зеленому добавился желтый, который служил предупреждением для водителей и пешеходов. 
Один из руководителей полиции Детройта Уильям Поттс в 1920 году не выдержал и вложил свои собственные деньги в развитие дорожной инфраструктуры — 37 долларов он потратил на провода и изготовление первого светофора. Он уже имел три сигнала: к красному и зеленому добавился желтый, который служил предупреждением для водителей и пешеходов. 

Однако каждый светофор требовал присутствия человека. И в 1923 году свершилось — чернокожий изобретатель Гэррэт Морган запатентовал первый автоматический светофор, который сам переключал сигналы.

Александр Потапов